II МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИВНЫХ ФИЛЬМОВ
УТРЕННИЙ ОБХОД
СССР, 1979 г.

Автор сценария: Анатолий Гребнев
Режиссер: Аида Манасарова
СССР, «Мосфильм», 1979 г., цв., 10 ч., 2691 м, 93 мин., ВЭ 9.IV.1980.

Автор сценария: Анатолий Гребнев
Режиссер: Аида Манасарова
Оператор: Генри Абрамян
Художник: Наталья Мешкова
Звукооператор: Александр Хасин
Композитор: Георгий Фиртич
В ролях: Андрей Мягков (Нечаев), Елена Коренева (Аля), Анастасия Вознесенская (Клара Авдеева), Инна Аленикова (Леля), Юрий Волынцев (Виктор Малишевский), Всеволод Абдулов (Юра Будкевич), Валентин Гафт (Алик, поэт), Елена Санько (Регина, его жена), Александр Степанов (Кирилл, студент), Александр Филиппенко (доктор Букин), Владимир Ивашов (Олег), Зоя Белая (Раиса Павловна), Олимпиада Калмыкова (Татьяна Антоновна, медсестра), Галина Орлова (Ниночка), Анна Фроловцева (Роза, медсестра), Юрий Никольский (Коля), Софья Гаррель (Сущинская, пожилая пациентка), Всеволод Платов (пациент клиники), Зоя Федорова (Егорова, пациентка), Нина Архипова (Лидия Михайловна, главврач); Нина Агапова, Ольга Битюкова, Елена Водолазова, Елена Вольская, Инна Выходцева, Анатолий Голик, Станислав Жигарев, Владимир Козелков, Александр Лебедев, Наталья Мартинсон, Владимир Мышкин, Наталья Санько, Константин Сарынин, Лидия Тиунова, Светлана Швайко, Сережа Канищев.

Несколько дней из жизни хирурга Льва Сергеевича Нечаева. Он осматривает пациентов, общается с их родственниками, вечером встречается с друзьями. Но ни на работе, ни дома героя не покидает ощущение смутного неблагополучия. От него не спасает ни преданность профессии, ни ежедневные дружеские посиделки в его холостяцкой квартире. Даже внезапно вспыхнувшее чувство к студентке Але не приносит внутреннего успокоения. Нечаев отказывается от любви – он не видит перспектив в повседневной жизни, идущей по кругу.

Вопреки впечатлению, которое могут вызвать плакаты к этому фильму (на них изображены грустный или несколько настороженный Мягков и лирично смотрящая вдаль Коренева), «Утренний обход» Аиды Манасаровой не является мелодрамой или любовной драмой. Манасарова не столько рассказывает любовную историю, сколько занимается изучением тревог и надежд советского среднего класса эпохи застоя. Ее герои имеют вроде бы все причины для радости: квартиры, дачи, личные автомобили, уважаемую работу, даже талант, но ничто из этого не приносит им чувства удовлетворения. Хочется чего-то еще, чего-то совсем другого, но обрести это другое в окружающей его повседневности невозможно.
Главный герой «Утреннего обхода» – талантливый врач, обладающий к тому же чутким слухом, способный на слух различить патологию в колебаниях сердца. Однако для карьеры этого недостаточно. Чтобы получить распределение в Москву он женится на дочери своего профессора (по крайней мере, так женитьба воспринимается его сокурсницей Кларой, давно и безнадежно в Нечаева влюбленной), но через несколько лет брак распадается. Теперь ему необходимо выступать на собраниях и конференциях, всячески заявлять о себе, публиковаться в журналах. Так делают его вполне успешные коллеги. Однако ощущение абсолютной «положительности» их быстро развеивается: доктор Букин, убеждающий Нечаева опубликовать статью в журнале, берет деньги с пациентов, главврач Лидия Михайловна готова закрывать глаза на нечистоплотность своих коллег, а приехавшая из провинции на конференцию Клара завидует работающим в Москве друзьям, стремится что-то «доставать» из «дефицита» (яркая примета времени) и заводить полезные знакомства. Разумеется, эти герои не являются злодеями, они просто люди, поставленные перед задачей как-то обустраивать свою жизнь в предлагаемых ею обстоятельствах. Однако Нечаеву их поведение не кажется приемлемым. Принципиальность (традиционная для советского героя, тем более врача) заставляет его искать некий выход.
Им оказывается бегство, внутренняя эмиграция. Выполняя профессиональные обязанности и не слишком высовываясь в общественной жизни, Нечаев превращает свою квартиру в веселое пристанище для богемы, куда стекаются разные «интересные» люди (более солидные друзья с легкой завистью называют их «лентяями», хотя точнее было бы назвать их «беглецами»). Здесь можно вести интеллигентские споры, упражняться в остроумии, выпивать или флиртовать с хорошенькими девушками. Эта квартира завешана табличками со всякого рода запретами и предупреждениями. Ее главный недостаток – принадлежа всем, она перестает принадлежать Нечаеву. Ежевечерний «квартирник» откровенно его тяготит. Однако он видит, что любая попытка остепениться встроиться в систему, чревата все новыми и новыми компромиссами. Выхода из этого тупика нет…
Образ доктора Нечаева любопытно рифмуется с доктором Чесноковым, которого Мягков сыграл в «Похождениях зубного врача» Элема Климова. Но если Чесноков, обладающий даром удалять зубы без боли, довольно безразличен к окружающим, а также легко готов отступить, почувствовав недовольство со стороны коллег, Нечаев настроен бороться и доказывать свою правоту в принципиальных для себя вопросах, что лишний раз загоняет его в западню внутренней эмиграции. Первый может отказаться от деяния, живя в веселом и оптимистичном мире 1960-х, второй не понимает, что будет действительно верным деянием в тусклом мире безнадежно застойной стабильности.
Аида Манасарова окончила курс Герасимова и Макаровой в 1949 году, однако собственные постановки получила поздно. Сняла несколько проходных картин, пока на рубеже 1970–1980-х не стали событием ее социальные драмы «Вы мне писали…» (1976), «Утренний обход» (1979) и «Оглянись» (1983). Не последнюю роль в этом позднем расцвете сыграл Анатолий Гребнев, написавший сценарии к фильмам «Вы мне писали…» и «Утренний обход». Во всех этих драмах повзрослевшие герои «Заставы Ильича» и «Июльского дождя» переживают смутное, не до конца ими осознаваемое ощущение жизненного тупика.
Важная роль в экранном мире этих фильмов Манасаровой принадлежит и Андрею Мягкову. Актер сыграл во всех ее лучших картинах: исполнил роль журналиста и философа Звягина («Вы мне писали…»), Нечаева («Утренний обход»), психотерапевта Андрея Степановича («Оглянись») и энтузиаста-директора Павлищева (менее удачная драма «От зарплаты до зарплаты», 1986).

Максим Семенов