II МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИВНЫХ ФИЛЬМОВ
ОБЪЯТИЕ МЕЧТЫ
СССР, 1985 г.

Авторы сценария: Виктор Жданов, Фирдавс Зайнутдинов
Режиссер: Фирдавс Зайнутдинов
СССР, «Узбекфильм», 1985 г., ч/б / цв., 7 ч., 1870 м, 68 мин., РУ 6.III.1986.

Авторы сценария: Виктор Жданов, Фирдавс Зайнутдинов
Режиссер: Фирдавс Зайнутдинов
Операторы: Хамидулла Хасанов, Умид Артыков
Художник: Умирзак Шманов
Звукооператор: Ахрор Курманов
Композитор: Фаррух Закиров
В ролях: Абдурахман Ганиев (Муса), Пулат Саидкасымов (Назар-Суфи, его дед), Рано Закирова (Таджи), Джамшид Закиров (Кудрат, отец Таджи), Айбарчин Бакирова (Сурайе, мать Таджи), Джавланбек Гафурбеков (сотник), Дилором Камбарова (знахарка).

По мотивам прозы народного писателя Узбекской ССР Мусы Айбека.
Ташкент начала прошлого века. Юный внук сапожника Муса влюбляется в свою ровесницу Таджи, дочь самого богатого человека в их квартале, но ее родители не желают выдавать девушку за бедняка. Чудом Муса добывает требуемый калым, но Таджи уже просватана за другого. Тогда юноша похищает возлюбленную по дороге в дом жениха и возвращает ее родителям. Теперь Таджи считается обесчещенной. Местный сотник делает ее своей второй женой. Став свидетелем того, как отчаянно сопротивляется любимая ласкам сотника, Муса врывается в его дом и уводит Таджи. Влюбленные прячутся в горах, но наутро сотник находит их. Юношу заковывают в цепи, а неверную жену по закону шариата должны наказать побиванием камнями. Из последних сил окровавленные влюбленные тянутся друг к другу…

Эта картина задумывалась как экранизация повести Айбека «Детство». Особого выбора у выпускника режиссерского факультета ВГИКа не было – со времени прелестной дипломной работы «Эй!», напоминавшей первые короткометражки мастеров кино «пражской весны», прошло уже четыре года. А материал все-таки привлекал хотя бы фактурой. Уже был готов написанный вместе с однокурсником Виктором Ждановым сценарий, честно воспроизводивший основные эпизоды неспешно тянувшегося сюжета повести. Но авторов привлекала острая, напряженная форма. В последний момент сценарий был кардинально переписан: юные герои в нем повзрослели, появилась история любви. Она напоминала индийскую мелодраму, которая была очень популярна у советского зрителя, особенно у среднеазиатского.
Меж тем в стилистике картины не оказалось ни тени ожидаемой в таком случае густой театральности. Напротив – она заставляла вспомнить составившие славу узбекскому кино фильмы Эльёра Ишмухамедова и Али Хамраева второй половины 1960-х с виртуозной черно-белой графикой камеры Дильшата Фатхуллина. Вот и в «Объятии мечты» предметный мир предельно осязаем в своей спрессованности. В самой этой графике, с первого же эпизода ощутимо драматическое напряжение.
Но замысел окончательно определился, когда авторы сценария придумали еще один сюжетный ход. Их герой не различал цвета. Но знахарка объясняла, что это не навечно. Просто душа его пока спит. Когда нечто разбудит ее – мальчик обретет чувство цвета. Разумеется, душу пробуждает любовь. И по степени отдаленности или приближенности к объекту цвет в картине то возникает, усиливаясь до воспаленности, то ослабевает до почти полного исчезновения. Почти – потому что с того момента как герой встречает возлюбленную, в изображении не исчезает предчувствие цвета. Операторы (один из них, Умид Артыков снимал диплом Зайнутдинова) буквально колдуют над пленкой, выжимая все мыслимые и немыслимые возможности из отечественной многострадальной «Свемы» (на одном из киносмотров они даже получат специальный приз за работу с ней). То в кадре возникает легчайший, почти незаметный вираж, то его заливает сплошным красным цветом, то посреди черно-белого изображения проступает цветовое пятно (то, что несовершенство техники не позволило сделать Эйзенштейну в «Грозном» – в кадре с каплями крови рядом с мертвым Владимиром Старицким – и стало благодаря техническому прогрессу сенсацией полвека спустя у Спилберга в «Списке Шиндлера»).
Благодаря этой простой, в общем, придумке – и уровню ее реализации – картина становится изысканной и вдохновенной кинобалладой. Она могла бы фигурировать в качестве эталона цветовой драматургии в разнообразных учебных и теоретических пособиях. Но драма фильма заключалась в том, что «Объятие мечты» вышло в 1986-м. Его изобразительные достоинства успели отметить призами на нескольких киносмотрах. Но начиналась эпоха перестройки, стало не до любви и цветовой драматургии – другое кино, другие проблемы увлекли волнующуюся общественность. Режиссерская биография Фирдавса Зайнутдинова до обидного не сложилась. Несколько незавершенных (не хватило средств) работ в Ташкенте, потом несколько случайных работ для телевидения в Москве. В 2015 году его не стало.

Евгений Марголит

РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

18 ноября, пятница
21:30
Объятие мечты (1986)

Плёнка 35 мм
16+

Фильм представит киновед Евгений Марголит.
Третьяковская галерея
Конференц-зал