СССР, "Ленфильм", 1970 г., ч/б., В.Э. 1970.
Авторы сценария: Глеб Панфилов, Евгений Габрилович
Режиссёр: Глеб Панфилов
Второй режиссёр: Геннадий Беглов
Оператор: Дмитрий Долинин
Художник: Марксэн Гаухман-Свердлов
Художник по костюмам: Наталья Васильева
Композиторы: Вадим Биберган, Майкл Карp
В ролях: Инна Чурикова (Прасковья Ивановна (Паша) Строганова, ткачиха и актриса), Леонид Куравлёв (Аркадий, возлюбленный Паши), Михаил Кононов (Павлик, сосед Паши/актёр, играющий юродивого), Валентина Теличкина (Валя, подруга Паши), Татьяна Степанова (Катя, подруга Паши), Нина Скоморохова (Зина, жена Аркадия), Татьяна Бедова (Тома, невеста (позднее — жена) Павлика), Юрий Клепиков (Фёдор Васильевич Игнатьев, режиссёр), Геннадий Беглов (Виталий Алексеевич Одиноков, второй режиссёр), Юрий Визбор (Степан Иванович, сценарист), Вячеслав Васильев (Степан Витальевич, помощник режиссёра), Евгений Лебедев (актёр, играющий Пьера Кошона (озвучивает Ефим Копелян), Всеволод Соболев (актёр, играющий Масье), Гера Жуковский (Бориска, сын Вали), Людмила Аринина (чиновница по кадрам на киностудии)
Паша Строганова (Инна Чурикова) живет в провинции, работает на ткацкой фабрике, играет в местной самодеятельности, безотказно помогает эффектной подруге Вале (Валентина Теличкина) и простоватому соседу Пашке (Михаил Кононов) и мается в ожидании большой любви. Находит она ее на танцах, под сёрф-песню британцев The Shadows в исполнении ВИА «Поющие гитары». Аркадий (Леонид Куравлев), правда, признается, что женат, но сердцу, как известно, не прикажешь. А вскоре, сразу после роли Бабы Яги, в дверь пашиной гримерки постучала судьба – режиссер Игнатьев (великий сценарист Юрий Клепиков, внешне, кстати, похожий на Глеба Панфилова) предложил Паше главную роль в фильме про Жанну д’Арк. Похоже, мечте Прасковьи о превращении в великую актрису всё-таки суждено сбыться.
В дебюте Панфилова «В огне брода нет» его супруга Чурикова играла Таню Теткину, «наивную» художницу и медсестру во время Гражданской войны. В его втором фильме вновь соединяются война и искусство – правда, война вдвойне постановочная, спрятанная в матрешку «фильма в фильме». До «Начала» режиссер написал сценарий картины «Жизнь Жанны д’Арк», которую запретили на уровне ЦК – в самом деле, какие еще разговоры со святым Михаилом, что еще за христианские мотивы? В те годы подобные темы были неуместны. Любопытно, что спектакль про д’Арк ставит режиссер с революционным именем Искремас в снятом на год ранее «Гори, гори, моя звезда» Александра Митты – видимо, Орлеанская дева тогда была особенно популярна. Панфилов умудрился протащить целые куски своего нереализованного проекта в трогательную историю простой девушки, которая ищет любви и признания, и, надо сказать, эти части с совсем разной Чуриковой прекрасно сочетаются в единое целое. В качестве связки между приземленно-комическим и пафосно-трагическим служит сцена съемок молитвы, где Паше «мешают руки», пока Игнатьев не предлагает их отпилить. Истрепав всем нервы, она все же произносит свой монолог, глядя на картину «Три богатыря» Васнецова. – Сколько это сцена займет в фильме? – спрашивают у режиссера. – 15 секунд, – отвечает он. Пожалуй, это одна из самых забавных иллюстраций мук съемочного процесса.
Для сегодняшнего искушенного зрителя заметно, что в картине уже нет ощущения шестидесятнического кино с его легкостью, наивностью и умытыми дождем улицами. В большей степени она напоминает искренние и психологически точные мелодрамы, которые ставились по сценариям Клепикова, сыгравшего тут режиссера. «Не болит голова у дятла» Динары Асановой, «Мама вышла замуж» Виталия Мельникова, «О любви» Михаила Богина – фильмы, где есть место не только радости, но и разочарованию и обиде и где не возникает вопросов к мотивациям героев. Впрочем, сценарий вместе с Панфиловым писал не он, а писатель и кинодраматург Евгений Габрилович, автор «Коммуниста», «Твоего современника» и «Монолога», в мастерской которого Клепиков учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров.
Но, несмотря на горькие нотки, прежде всего это очень смешное кино. Валя, которая хвастается, что муж сравнил её с Нефертити. Павлик, спрашивающий Пашу, читала ли она «Мцыри» Лермонтова и всего ли Байрона. Атака на второго режиссера с чемоданом наперевес. Да и финал внушает надежду на лучшее – какой еще фильм заканчивается словом «начало» на весь экран?