II МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИВНЫХ ФИЛЬМОВ
МАМА РОЗА
СССР, 1990 г.

Авторы сценария: Айхан Чатаева, Зауреш Ергалиева
Режиссер: Айхан Чатаева
СССР, «Казахфильм», 1990 г., цв., 6 ч., 1522 м, 57 мин., РУ 28.XII.1991.

Авторы сценария: Айхан Чатаева, Зауреш Ергалиева
Режиссер: Айхан Чатаева
Оператор: Сапар Койчуманов
Художник-постановщик: Руслан Фатиков
Звукорежиссер: Гульсара Мукатаева
Музыка из произведений Альфреда Шнитке
В ролях: Амина Умурзакова (Мама Роза), Жюль Тапсу (Аман), Раиса Саед-Шах (циркачка); Ерлан Оспанов, Владимир Даниленко, Гульшат Омарова, Л. Демази, А. Мармантов, А. Энголи.

В фильме использованы мотивы романа французского писателя Ромена Гари «Жизнь впереди».
Алма-Ата, конец 1980-х. Маленький чернокожий мальчик живет у приютившей его пожилой казашки, которую зовет Мама Роза. Женщина весьма экстравагантна, придумывает, что была актрисой и красавицей. Это немного смешит и отчасти раздражает ребенка, хотя он любит старуху и готов заступиться, когда над ней потешаются. Однажды после ссоры мальчик убегает, долго скитается по городу, а, вернувшись домой, застает Маму Розу умирающей. Мальчик тщательно гримирует ее – как и подобает настоящей актрисе, она должна быть красивой…

«Мама Роза», картина, снятая на «Казахфильме» более тридцати лет назад, – дебют Айхан Чатаевой. Для дебюта (хотя, насколько мне известно, Айхан больше ничего не поставила, продолжая работать вторым режиссером) – несомненная удача, особенно в части, как сейчас говорят, «кастинга». Амина Умурзакова, сыгравшая Маму Розу, «всеобщая мать» не только казахского, но и всесоюзного кино, прославившаяся в фильме «Сказ о матери» (1963), – одна из самых обаятельных актрис тех лет. Ее неподдельная доброта и детская улыбка были ей свойственны до глубокой старости. Ее партнер Жюль Тапсу, мальчик-мулат – алмаатинец, сын русской женщины и чернокожего рабочего (замечательная многодетная семья, где детей обожали, у Жюля еще были братья – близнец и младший, Люсьен).
Толчком к сюжету о взаимоотношениях старухи и ребенка, перенесенному на Восток прямиком из Парижа, послужил выдающийся роман Ромена Гари «Жизнь впереди», написанный от лица Момо, десятилетнего мальчика, который живет в приюте Мамы Розы, постоянно опасаясь, что она умрет. Ибо когда она умрет (а она умрет), он попадет на улицу. Все дети, что обитают в пансионе бывшей проститутки, а ныне пожилой толстухи с одышкой, рождены от шлюх, и будущее их незавидно. Ни отца, ни матери Момо не знает – любит он, хотя и с оговорками, только свою маму Розу, женщину трагической судьбы – еврейку, пережившую Холокост, выброшенную судьбой на обочину жизни и ставшую проституткой чтобы, как выражается Момо, «бороться за жизнь».
У Айхан Чатаевой и Зауреш Ергалиевой, написавших сценарий, трагизм сглажен: Мальчик (в фильме его зовут Амин) – просто сирота, о его матери известно лишь, что она умерла, и Мама Роза забрала его к себе. Хотя уже давно ходит с трудом (как и в романе, в фильме мальчик сзади подталкивает ее обширный зад, когда старуха пытается одолеть семь этажей в доме без лифта).
Предположить, что Амина Умурзакова, хоть и в роли, могла когда-нибудь быть ночной бабочкой, понятно, затруднительно, у нее совсем другой имидж. Поэтому сценаристки находят такой ход: если в романе женщина скрывает свое прошлое, то здесь, наоборот, придумывает его – якобы она когда-то была артисткой. Потому-то Мама Роза постоянно глядится в зеркало, охорашиваясь и обмахиваясь веером, что вызывает у Амина саркастическую усмешку, да и не только у него. Пацаны на улице тоже издеваются над бедной мечтательницей, и мальчик, заступившийся за свою названную мать, получает по физиономии.
Если в романе у Момо был одушевленный зонтик, которому он приделал ботинок (на одну «ногу»), лицо, перчатку, придумав себе от одиночества «друга», то Амин в фильме мечтает о цирке, заверяя девушку, которая там работает, что может, например, танцевать. Танцует Жюль и, правда, не хуже Майкла Джексона – эпизод с его совместным танцем с Умурзаковой, которой пришпилили громадный зад, один из лучших в фильме. Она, не поспевая за юрким малышом, уморительно кружится вокруг своей оси, сшибая задницей все подряд. Что-то такое чаплинское, а, может, и феллиниевское: два танцующих, как говорят сентименталисты, одиноких сердца, ребенок и старуха. Две мечты, два, как опять-таки принято в мелодрамах, одиночества, которых свела причудливая судьба.
В фильме, в отличие от романа, присутствует только один мотив разветвленной трагедии Ромена Гари – мотив одиночества и силы мечты. За прозой Гари стоит нечто большее – чудовищный двадцатый век, трагизм существования, судьбы брошенных детей и много чего еще. Но для дебюта, возможно, и этого достаточно: сила этой небольшой картины, повторюсь, в кастинге, в обаянии мальчика Жюля и замечательной актрисы Умурзаковой.
Оператор Койчуманов тоже на высоте – вирированная пленка создает одновременно и эффект остранения, и вызывает ностальгию по уюту старой Алма-Аты.
Финальная сцена, когда Амин гримирует мертвую Маму Розу – поэтична, в ней нет ни тени кощунственного кокетничанья со смертью – это придет в мировое кино потом. Ибо для мальчика она – живая, она – артистка, она – воплощенная мечта ребенка о маме, которая пусть еще поживет, посидит вот здесь, в кресле, а я ее сделаю красивой…

Диляра Тасбулатова

РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

20 ноября, воскресенье
14:30
Мама Роза (1991)

Плёнка 35 мм
16+

Фильм представит киновед Евгений Марголит.
Третьяковская галерея
Конференц-зал