II МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИВНЫХ ФИЛЬМОВ
Лекция «Ярославская кинофабрика Григория Либкена»
Лектор — Ирина Зубатенко, историк, хранитель документальных фондов Ярославского музея-заповедника
В истории российского досоветского кино мы найдем немало ярких, а иногда и причудливых судеб. Среди них биография Григория Ивановича Либкена (1870–1936), владельца колбасной фабрики и магазинов в Ярославле. Авантюрист и мошенник-«кукольник», превратившийся в пионера российского кинопроката и «фабриканта русских лент». Ярославская кинофабрика Григория Либкена стала одной из самых крупных и успешных в российской провинции, с марта 1914 до июля 1918 года на ней было снято около 70 художественных фильмов и ряд сюжетов кинохроники. До недавнего времени о Либкене и его кинофабрике было известно очень немного, а фильмы обычно оценивались как лубочная продукция для вторых экранов и образец пошлости и бездарности. Редкие из картин иногда попадали в архивные программы и сборники.
На II Московском фестивале архивных фильмов представлена программа, в которую вошли 10 из 14 сохранившихся игровых картин ярославского производства. Впервые наследие ярославской кинофабрики представлено так полно на трех сеансах: «Купеческие драмы и уездный фарс», «Исторический боевик и фильмы песенного жанра», «Литературные экранизации и оригинальный бульварный сценарий». Скорее всего, эти кинопоказы подтвердят оценку художественного уровня лент ярославской кинофабрики. Однако мы предлагаем посмотреть на фильмы Либкена иначе – как на ценный исторический документ, неотъемлемую часть киноотрасли и зрительского опыта в годы Первой мировой войны и революции.
Кинематографическая карьера Григория Либкена началась в ноябре 1907 года с открытия электротеатра «Волшебные грезы», первого стационарного кинозала в Ярославле. Вскоре Либкен стал отдавать подержанные картины в прокат, таким образом, его прокатная контора оказалась в числе старейших в России. В 1911 году он перенес главную контору в Москву, открыл отделения в Екатеринбурге, Новониколаевске (ныне Новосибирск), Киеве и Санкт-Петербурге и принял участие в Первом всероссийском съезде синематографических деятелей. В следующие годы фирма продолжала стабильно развиваться. Летом 1913 года в Ярославле – подальше от московских конкурентов – был снят первый фильм, а через полгода начала работать кинофабрика. В сентябре 1914 года Либкен и его деловые партнеры учредили Торговый дом «Г.И. Либкен, А.Я. Брайген и К°», включавший прокатный отдел и кинопроизводство. В середине 1916 года фирма была преобразована в Акционерное общество «Г.И. Либкин» с основным капиталом в полмиллиона рублей. Скорее всего, изменение фамилии объяснялось самим порядком учреждения акционерных обществ – имя учредителя указывалось по документу, удостоверяющему личность. С 1899 года Григорий Иванович проживал в Ярославле под фамилией Либкен, но по паспортной книжке он продолжал числиться Либкиным, мещанином посада Клинцы Черниговской губернии. К осени 1916 года его фирма располагала 12 прокатными отделениями по всей России, а для закупки лент для российского проката были открыты два зарубежных представительства в Нью-Йорке и Кристиании (ныне Осло). В июле 1918 года кинофабрика сгорела при подавлении белогвардейского восстания в Ярославле. Фактическая национализация Акционерного общества «Г.И. Либкин» произошла в ноябре 1919 года, когда представители Всероссийского фотокиноотдела опечатали имущество ряда частных киноконтор, продолжавших действовать в Москве. Весной 1920 года Либкен с группой российских кинематографистов эмигрировал в Стамбул. К началу 1923 года вышли две картины его производства «Трагический Стамбул» и «Тайны Босфора». Это последние сведения о фирме Григория Либкена, в 1924 году он эмигрировал во Францию, о его дальнейшей жизни ничего не известно.
Программу открывает фильм «Дочь купца Башкирова» («Драма на Волге», 1913), первая попытка организовать кинопроизводство в Ярославле и заметное событие в предвоенном российском прокате. В 1914 году Либкену удалось создать собственную кинофабрику со стабильной труппой, литературным отделом, павильонами и лабораторией. Премьера новых картин состоялась уже после начала Первой мировой войны в условиях жестокого репертуарного голода – коммерческий успех был неизбежен. «Волгари» (1914) и «Петра Смирнова сыновья» («Драма в Ростове Великом», 1915) – образцы купеческих драм с обманом, поджогами и убийствами. Безусловной ценностью фильмов Либкена являются натурные съемки в Ярославле и его окрестностях, уездных городах Ярославской губернии и Москве (фильмы с московскими видами будут показаны на втором и третьем сеансах). На ярмарочной площади в Рыбинске был разыгран фарс с Виктором Николаевичем Зимовым – «русским Поксоном» (1915) – операторы Либкена запечатлели замечательный этнографический материал. Фильм был неверно определен как «Дядя Пуд в Луна-парке», на фестивале представлена его уточненная атрибуция.
Исторический «боевик» «Стенька Разин» (1914) дает возможность оценить размах съемок – массовые сцены с участием войск ярославского гарнизона, костюмы, выписанные из столичных костюмерных мастерских, специально построенные струги для волжских сцен. Картина создавалась с расчетом на популярность «разинского» лубочного цикла. Фильмы-экранизации народных песен и романсов составляли значительную часть репертуара. Своеобразный прием повторяющихся кадров бегущей тройки в «Колокольчиках-бубенчиках» (1916) и зажигающей лучину молодицы в «Лучинушке» (1917) придает фильмам поэтический, песенный ритм.
По картинам, вошедшим в третий заключительный сеанс, мы можем составить представление о литературной части ярославского киноателье. Многие фильмы, выпущенные в 1914–1916 годы, были сняты по сценариям Бориса Исаевича Мартова (Кремлева). Среди них «боевик» «Ледяной дом» (1916), экранизация романа И.И. Лажечникова. С «Мародеров тыла» (1916) началось сотрудничество Либкена с бульварным писателем Ипполитом Павловичем Рапгофом (псевдоним – граф Амори). В 1917–1918 годах был налажен выпуск целой череды сенсационных лент по его сценариям. «Человек из ресторана» (1916) стал продолжением «Русской литературной серии». Повесть И.С. Шмелёва адаптировал литератор и знаток театра Антоний Павлович Воротников. На российские экраны эти фильмы вышли незадолго или сразу после революции.
Либкен принимал самое активное участие в съемках. В анонсах к фильмам он нередко упоминался как постановщик и сценарист, и даже известно несколько сыгранных им эпизодических ролей. На каждом из сеансов программы Либкен также появится на экране: в первых кадрах «Петра Смирнова сыновей» в роли душеприказчика, в «Стеньке Разине» как Менеды-хан, отец персидской царевны, а в «Мародерах тыла» как разгоряченный купец в сцене делового спора. Служба в Ярославле стала началом долгой карьеры для ведущих артистов кинофабрики Амо Ивановича Бек-Назарова и Николая Александровича Римского – мы увидим их самые ранние сохранившиеся драматические роли. В дальнейшем оба успешно работали – первый в советском кино, став крупным режиссером и организатором кинопроизводства в Грузии и Армении, а второй – как актер, режиссер и сценарист, находясь в эмиграции во Франции. Главную роль на фабрике играл ярославский художник, оператор и режиссер Петр Васильевич Мосягин – почти все дошедшие до нас фильмы созданы при его участии. После того, как фабрика Либкена сгорела, именно Мосягин возглавил фотокиноподотдел при Ярославском губернском отделе народного образования и организовывал съемки в губернии до своего переезда в Москву в 1926 году.
Среди утраченных оказались те картины, по которым можно было бы судить о творческих удачах ярославской кинофабрики: фильмы, поставленные в 1915 году крупным театральным режиссером Николаем Николаевичем Арбатовым (Архиповым) (за исключением одного короткого фрагмента, определенного при подготовке этой программы), три ленты 1916 года с Алисой Георгиевной Коонен, операторские работы Евгения Владимировича Франциссона.
Программа, представленная Госфильмофондом России, родилась в сотрудничестве с Ярославским музеем-заповедником. Ей предшествовало несколько музейных краеведческих проектов, целью которых было познакомить местное сообщество с историей кинопроизводства в Ярославской губернии. В 2022 году Госфильмофонд выступил партнером выставки «Фабрика волшебных грез: к 125-летию знакомства ярославцев с кинематографом». К выставке была подготовлена специальная программа, посвященная ярославской кинофабрике – четыре сеанса из пяти фильмов, три из которых были показаны в Ярославле впервые за сто с лишним лет.

Ирина Зубатенко, историк, хранитель документальных фондов Ярославского музея-заповедника

РАСПИСАНИЕ

19 ноября, суббота
13:00
Лекция «Ярославская кинофабрика Григория Либкена»

0+

Лектор – Ирина Зубатенко, историк, хранитель документальных фондов Ярославского музея-заповедника.
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал