II МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИВНЫХ ФИЛЬМОВ
КИНОЭКСПЕДИЦИИ: ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОНТИНЕНТАМ. СЕАНС 4.
Со Свеном Гедином по Восточному пути / Med Sven Hedin i Österled
Швеция, Германия, 1928 г.

Режиссеры: Пауль Либеренц, Рудольф Бибрах
Оператор: Пауль Либеренц.
СО СВЕНОМ ГЕДИНЫМ ПО ВОСТОЧНОМУ ПУТИ / MED SVEN HEDIN I OSTERLED (в советском прокате – «Свен Гедин – через пустыни Азии» / «По пустыням Центральной Азии»)
Швеция, Германия, AB Svensk Filmindustri, Lufthansa, Paul K. Lieberenz, 1928 г., ч/б, немой, 7 ч., 2087 м (копия ГФФ – 1693,7 м, 20 к/с, 74 мин.), русские титры, ВЭ 26.XII.1928.

Режиссеры: Пауль Либеренц, Рудольф Бибрах
Оператор: Пауль Либеренц.

В 1927 году оператор Пауль Либеренц вместе с известным шведским исследователем и путешественником Свеном Гединым отправляется в экспедицию через внутреннюю Азию из Пекина в Урумчи. Их путь проходит по границе Китая и Монголии. В поисках подходящих мест для строительства аэродромов они проводят метеорологические наблюдения и устанавливают метеостанции. Со своим караваном в 300 верблюдов и многочисленными помощниками 27 исследователей преодолевают более 2500 километров через пустоши и пески Гоби. Поддержку, еду и кров они получают в изредка встречающихся на их пути селах и городах. Экспедиция посещает монастырь Шондэ-мяо, древний город Хара-Хото и оазис Эцин-гол. Во время песчаной бури заболевает Гедин, и экспедиция разделяется: несколько человек остается в пустоши, чтобы установить метеостанцию, остальные вместе с Гединым уходят вперед, надеясь найти людей, которые могли бы ему помочь. Вскоре Гедин и его спутники проходят через города Хами и Турфан и достигают столицы Синьцзяна Урумчи, где их встречает местный генерал-губернатор в сопровождении военного эскорта.

Шведская фильмография эпохи немого кино (1897–1931 гг.) включает 484 фильма, из которых до наших дней дошло только 223, при этом некоторые еще и не в полных версиях. Документальных же картин – из этого и без того незначительного количества – сохранилось лишь 60-70 и то, большинство из них приходится на самый ранний период развития кинематографа (до 1910 года). К счастью, достаточно часто в разных уголках мира в киноархивах атрибутируют все новые и новые шведские фильмы того времени, и в этом году благодаря Госфильмофонду к зрителям возвращаются два документальных шведских фильма 1920-х, еще недавно числящиеся среди утраченных.
Как и везде, в Швеции кинематограф начинался с хроники: вплоть до 1910-х именно она составляла большую часть национального кинопроката. Возникшая в 1907 году первая шведская киностудия Svenska Biografteatern (существующая и по сей день), также начинала свою деятельность с производства хроники, преимущественно городской, посвященной различным событиям (к примеру, «Катастрофа "Гёта Эльф"» (1908) о крушении корабля и спасательной операции) или хроника жизни королевской семьи. Ближе к 1920-м, когда метраж фильмов увеличился, все чаще начинают снимать различные путешествия, как по самой Швеции, так и за ее пределами. Так, Бенгт Берг – известный орнитолог – снимает ряд фильмов о жизни животных в разных странах («Цапли» (1921), «Талантливая самка гаги» (1922), «Как перелетные птицы в Африке» (1922), «Абу Маркуб и сотня слонов» (1925)). В 1921 году выходят две серии фильма-травелога «Экспедиция принца Вильгельма в Центральную Америку»; о путешествии по Швеции снято сразу несколько фильмов-травелогов – «Увидеть Швецию!: фильм о нашей стране» (1924), фильм о сплаве леса и различных особенностях регионов Швеции «Крик с двух полюсов» (1930), о прелестях обыденной жизни и отдыха рассказывается в «Эстерсунд и Эстерсундаре: летняя мечта легкомысленного кинорежиссера» (1928); о жизни шведских эмигрантов в США – «Среди соотечественников в Америке» (1924).
Фильмы из нашей программы – «Среди дикарей и диких зверей…» и «Со Свеном Гединым по Восточному пути» – в свою очередь являются редкими примерами травелогов, снятых во время экспедиций ученых по регионам Африки и Китая: показ флоры и фауны разных стран, презентация работы исследователей, их жизни в тяжелых погодных условиях и сам процесс киносъемки, а также знакомство с местными жителями.
«Среди дикарей и диких зверей…» был снят Оскаром Ульссоном – оператором игрового кино (в частности, он был оператором «Островитян» (1919) – первой экранизации «Жителей острова Хемсё» Стриндберга), который в конце 1910-х полностью переходит к съемкам документальных фильмов. «Среди дикарей и диких зверей…», работа над которым продолжалась в течение двух лет (1919–1920) – его первый опыт в полнометражном документальном кино, Первоначально планировалось, что экспедиция в Африку под руководством Ульссона отправится на год, но после километров отснятого за этот срок материала продюсеры решили продлить экспедицию. Съемки начались в порту Стокгольма до отправки экспедиции и возобновлялись на каждой остановке, в каждом городе или селении, где задерживалась экспедиция. Селение кикуйю, водоем, привлекший животных на водопой, охота на носорогов или рыбацкая деревня… Отснятая за время стоянки пленка тут же проявлялась и монтировалась, объединялась в сюжеты и отправлялась в Швецию для показа в кинотеатрах, а затем и в учебных заведениях в качестве научного пособия. Съемки фильма завершились в середине 1920-го, и экспедиция отправилась на родину. Ульссон, впрочем, остался в Африке еще почти на год: благодаря успешному прокату его короткометражных фильмов с сюжетами из жизни африканского континента его заметил принц Вильгельм, только что вернувшийся в Швецию из длительного путешествия по Центральной Америке. Принц еще в начале 1910-х годов хотел снять фильм об Африке, но только в 1920-м смог отправиться туда с зоологической экспедицией. Ульссон, закончивший основные съемки своего фильма, присоединился к новой экспедиции. Только после его возвращения в Швецию был завершен монтаж полнометражной версии фильма, который назвали «Среди дикарей и диких зверей: экспедиция Шведского Биограф-театра в Британскую Восточную Африку в 1919–1921 гг.». Свой второй фильм об Африке – «С принцем Вильгельмом на африканских охотничьих тропах» – он выпустил четыре месяца спустя, в марте 1922 года. За оба (и особенно за второй) получил множество благожелательных отзывов, и фильмы вскоре вошли в списки обязательного просмотра для школьников и студентов.
В фильме Ульссона путь экспедиции подается как своеобразный аттракцион: путешествие без излишних тревог, своего рода затянувшееся на годы сафари с игривым, снисходительным отношением ко всему вокруг. В фильме Либеренца все совсем по-другому: это вдумчивый, пытливый взгляд на мир этнографа, и само путешествие не авантюра, а тяжелые трудовые будни. В фильме запечатлен первый год, первый этап исследования Свеном Гединым внутренних областей Китая. Исследование это с небольшими перерывами длилось с 1926 по 1935 год. На самом деле сама поездка и съемка, финансируемые авиакомпанией Lufthansa, не предполагали никакого итогового фильма и тем более кинопроката. Возможно, именно поэтому фильм сейчас сильно выделяется среди дошедших до нас кинотравелогов: в нем нет ограничений «что показывать, а что нет», нет ограничений на выбор сюжетов, нет в нем и тех штампов, что успели сложиться к концу 1920-х годов. Большая часть повествования посвящена самому нелегкому путешествию по огромному, почти безжизненному пространству, лежащему между Пекином и Урумчи, на границе Китая и Монголии. По дороге к Урумчи экспедиция проходит мимо буддийского монастыря, оазисов, древних и современных городов.
Оба фильма по выходе в прокат получили хорошие отзывы, но если в фильме Ульссона отмечали, прежде всего, важность снятого этнографического «документа», то в фильме Либеренца обращали внимание на то, как оператор смог прочувствовать и передать колорит местной природы, выразительность лиц жителей китайских городов, попавшихся на его пути. Зритель, сравнивая эти два фильма, сможет увидеть разницу во взгляде на мир его авторов и выстраивания взаимоотношений с ним. Каждый из этих фильмов по-своему важен и интересен в наше время не меньше, чем сто лет назад.

Андрей Икко