Франция, L'Écran d'Art, 1931 г., ч/б, звуковая версия фильма без диалогов, 9 ч., 2485 м, 91 мин., ВЭ 23.I.1931.
Авторы сценария: Абель Ганс, Андре Ланг, Жан Буайе
Режиссер: Абель Ганс
Операторы: Жюль Крюгер, Николай Рудаков, Морис Форстер, Роже Юбер
Художник: Жан Перрье, Сесар Лакка, Лазарь Меерсон, Григорий Пожидаев, Вальтер Руттман
Звукооператор: Робер Бодуэн
Композиторы: Артур Онеггер, Морис Мартено, Мишель Мишле
В ролях: Колетт Дарфейль (Женевьева де Мюрси), Сильви Ганс (Изабелла Больм), Жанна Бриндо (мадам Новалик), Абель Ганс (Жан Новалик), Самсон Файнзильбер (Шомбур), Жорж Колен (Верстер), Жан д‘И (мсье де Мюрси), Виктор Франсан (Марсиаль Новалик).
По мотивам одноименного научно-фантастического романа Камиля Фламмариона.
Сквозь холодную черноту неизведанного космоса к планете Земля летит комета, чье приближение может принести конец человеческой цивилизации. Астроном Марсиаль Новалик первым обнаруживает комету и пытается предупредить человечество о смертельной угрозе. В ожидании конца света мир погружается в хаос: убийства и грабежи, уличные беспорядки и оргии. Несмотря на окружающее безумие, Марселю Новалику удается собрать делегатов и провозгласить Всеобщую Республику – объединение всех мировых правительств. Комета пролетает в непосредственной близости от Земли, вызвав катаклизмы по всему миру, и улетает прочь, оставляя человечеству надежду на восстановление мира на Земле.
Идея снять фильм о конце света пришла к французскому режиссеру Абелю Гансу еще в 1913 году, возможно, как предчувствие грядущих потрясений Мировой войны. В 1919 г. после съемок фильма «Я обвиняю» – первой серьезной попытки осмыслить войну как всеобщую катастрофу – актуальность темы конца света возрастает. Да и сам фильм Ганса оказывается пропитан апокалиптическими мотивами. Война в нем показана как нечто противоестественное, как массовое безумие, помутнение рассудка. В выдающемся финале фильма павшие на поле боя воскресают, чтобы призвать живых к ответу. Марш призраков из «Я обвиняю» – это призыв к ответу не только героев фильма, но и зрителей: массовка, набранная для съемок этого эпизода, – солдаты, большая часть которых уйдет на фронт и не вернется.
Один из участников этой массовки – французский писатель Блез Сандрар, был также помощником режиссера. В том же 1919 году в сотрудничестве с художником Фернаном Леже он выпускает роман-сценарий под названием «Конец света, снятый ангелом Нотр-Дам». Фабула его строится на идее, что конец света – это прежде всего зрелище, будто специально созданное для кинокамеры. Спустя 10 лет именно Ганс превратит «конец света» в кино-зрелище, разместив свою камеру не на крыше собора Нотр-Дам, но чуть выше – на Эйфелевой башне.
После выхода на экраны монументального полотна «Наполеон» (1927) Ганс заработал себе прочную репутацию, а коммерческий успех фильма позволил ему заручиться поддержкой покровителей в рискованном с финансовой точки зрения проекте «Конца света». Но, к сожалению, предполагаемых рисков избежать не удалось, и тому есть несколько причин. Во-первых, масштаб постановки и стремление Ганса сместить основной фокус повествования с событий конца света на личную историю героя (роль Жана Новалика исполнил сам Ганс) сильно растягивали как съемочный процесс, так и экранное время фильма. Во-вторых, Ганс, впервые работая со звуком, столкнулся с множеством технических трудностей. Кроме того, сам метод работы Ганса был ориентирован на немой кинематограф, тогда как использование звука само по себе требовало уже иных подходов к работе. В результате, из-за разногласий с дистрибьютором, которому принадлежали права на фильм, «Конец света» вышел в прокат в 1931 году, значительно сокращенным – от 3 часов экранного времени осталось только 105 минут. Фильм в том виде, в котором его задумывал режиссер, не сохранился. На сегодняшний день существуют несколько версий фильма: французская прокатная копия, сокращенная вдвое версия для американского проката и звуковая версия без диалогов – именно она хранится в коллекции Госфильмофонда.
Несмотря на то, что дошедшая до нас копия фильма не является полной, даже сохранившиеся эпизоды поражают воображение. Гансу удалось создать подлинное ощущение глобальной катастрофы, прежде всего благодаря изобретательному монтажу, соединяющему постановочные и хроникальные кадры со всех уголков света. Вид приближающейся к земле кометы оказывается един для любой точки земли – в снежной тундре, на берегу морского побережья, посреди африканских песков. Наплывом сменяют друг друга на фоне расплывающейся в расфокусе географической карты фотоизображения Тауэрского моста в Лондоне, Спасской башни Московского Кремля, Собора Святого Петра в Ватикане, египетских пирамид, снежных гор Аляски, Собора Святой Софии в Константинополе, будто возвещая об отмене всех политических и географических границ перед лицом гибели цивилизации.
Для усиления этого монтажного эффекта Ганс вводит в финальный эпизод тягучий, саднящий звук ветра, связывающий между собой все изображения в монтажной последовательности. Этот звук был использован еще в экспозиции, когда астроном Марсиаль Новалик впервые увидел небесное тело в объектив телескопа. Звук снежной вьюги вокруг обсерватории накладывается на изображение космоса, будто сопровождая движение небесных тел. Звук ветра будет сопутствовать практически каждому появлению кометы на экране. Парадоксальное соединение весьма далеких друг от друга явлений – движения твердой, плотной, раскаленной кометы, несущейся в безвоздушном (а потому и беззвуковом!) космическом пространстве и свист невидимого, холодного, но такого близкого и привычного человеку земного ветра. Это соединение условно, как условен и сам научно-фантастический сюжет Ганса, ведь внешняя угроза существования человечеству из-за несущейся к Земле кометы – всего лишь призрак, смутное отражение (оттого кадры с макетом земли и кометой размытые, нечеткие) реальной угрозы, которая кроется в самом обществе. Рассыпанные по темному небу звезды неотличимы от искр праздничного фейерверка, рукотворного по своей природе. В ночном небе не разглядеть, какая из звезд несет Земле гибель, как и в фейерверке не разглядеть, какая из искр способна разжечь пожар. Паника и хаос, возникшие по всему миру в ожидании конца света в итоге наносят больший ущерб цивилизации, чем вызванные кометой катаклизмы – настоящий конец света устраивает сам человек. Фильм, снятый в промежутке между двумя мировыми войнами, провалился в прокате и не нашел отклика у публики.
Наталья Мокрушина