II МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИВНЫХ ФИЛЬМОВ
ГИБЕЛЬ ОТРАРА («Тень завоевателя»)
СССР, «Казахфильм», 1991 г., ч/б, цв., 17 ч., 4787 м, 176 мин., ВЭ VI.1992.

Авторы сценария: Алексей Герман, Светлана Кармалита
Режиссер: Ардак Амиркулов
СССР, «Казахфильм», 1991 г., ч/б, цв., 17 ч., 4787 м, 176 мин., ВЭ VI.1992.

Авторы сценария: Алексей Герман, Светлана Кармалита
Режиссер: Ардак Амиркулов
Операторы: Сапарбек Койчуманов, Абакир Сулеев
Художники: Умирзак Шманов, Александр Ророкин
Звукооператор: Сергей Лобанов
Композитор: Куат Шильдебаев
В ролях: Дохдурбек Кыдыралиев (Унжу), Тунгышбай Жаманкулов (Каир-хан), Болот Бейшеналиев (Чингисхан), Абдурашид Махсудов (Мухаммед-шах), Заурбий Зехов (Ялвач), Касым Жакибаев (вероотступник).

XIII век. В Хорезм возвращается молодой воин Унжу. По заданию своего господина, Каир-хана, предводителя племени кипчаков, входящего в состав Хорезмского ханства, он семь лет пробыл в войске Чингисхана, из раба став военачальником. Унжу спешит предупредить властелина Хорезма Мухаммед-шаха о надвигающейся опасности: покорив и разорив Китай, монголы повернули войска и идут в Среднюю Азию. Но ему не верят: главным противником здесь считается непокорный Багдад. В этом мнении Мухаммед-шаха укрепляют многочисленные агенты Чингисхана при его дворе – в том числе купец Ялвач и собственная мать, интригующая против сиятельного сына. Отовсюду грозит Унжу смерть. И даже верящий ему умный и проницательный Каир-хан изгоняет его из Отрара: присутствие непокорного властям человека в родном городе кажется сейчас куда более реальной опасностью, чем монголы.
После нескольких лет скитаний с обезображенным до неузнаваемости лицом Унжу вновь приходит в свой Отрар. Монголы подступают к его стенам. Начинается многомесячная осада. Стойко держится Отрар под предводительством Каир-хана, отбивая атаки врага. Ни китайские камнеметы, ни подкоп под стены города долго не приносят монголам успех. Но однажды ворота города оказываются открыты… До последнего сражается с захватчиками Каир-хан. Взятый в плен, он держится стойко перед Чингисханом и погибает мученической смертью.

Сценарий фильма был написан по предложению казахских кинематографистов в период, когда «Лапшин» был положен на полку, а его автор лишился всякой возможности заработка.
Нетрудно догадаться, что могло привлечь Алексея Германа-старшего и Светлану Кармалиту в этом вроде бы вынужденном проекте. В истории падения форпоста Хорезмшаха под натиском орды Чингисхана они передали герою ощущение тени катастрофы, которая постепенно надвигается на государство, уверенное в незыблемой своей мощи. До очередного обращения к «Трудно быть богом» остается несколько лет…
Труднее представить себе, что эта высокобюджетная постановка с тысячными массовками, конницей, грандиозными декорациями (причем первый вариант выстроенного города не устроил режиссера, и пришлось воздвигать новый) осуществлена в основном молодыми людьми, только начинающими свой путь в кино. Правда, например, у художника Умирзака Шманова были уже «Объятие мечты» и муратовская «Перемена участи», а выпускник художественного факультета ВГИКа Дохдурбек Кыдыралиев (вообразить его в каком-нибудь фильме Куросавы так же легко, как и Суйменкула Чокморова) уже сыграл главную роль в «Потомке Белого Барса» у Толомуша Океева. Но для Сапарбека Койчуманова, одного из двух операторов фильма, эта поистине «оптическая поэма» – первая самостоятельная работа (следующей будет «Мама Роза»). И тем более трудно представить, что «Гибель Отрара» – дебютная постановка выпускника режиссерской мастерской Сергея Соловьева, этого ядра казахской «новой волны». А заявка на постановку подана, когда Ардак Амиркулов еще учился на 4-м курсе. Только одержимостью человека, пять раз поступавшего во ВГИК, можно объяснить то, что грандиозный проект оказался доведен дебютантом до успешного завершения в условиях нарастающего экономического развала.
«Картина снималась 4 года. Из-за нехватки денег она не попадала в план. Киностудия "Казахфильм" несколько раз останавливала работу съемочной группы, и фильм консервировался на неопределенный срок, бухгалтерия бунтовала и вешала у кассы записки типа: "У киностудии денег нет и не будет. По поводу заработной платы обращайтесь к режиссеру картины "Гибель Отрара"», – рассказывал Амиркулов.
И все же сегодня самым удивительным представляется другое. Жесткое окаменевшее пространство, разбросанные повсюду окровавленные клочья – то ли одежды, то ли самих тел, люди, подвешенные на столбах, чьи лица исклеваны птицами и усижены мухами (их жужжание дает почти физическое ощущение кровавого смрада), хруст шейных позвонков, вспарываемые животы – с первых же кадров в эстетике «Гибели Отрара» с изумлением узнается германовский Арканар, до начала возведения которого остается не менее 10 лет. И тогда придавленный тяжким грузом предвидения и понимания кипчак Унжу предстает старшим братом благородного дона Руматы, а сам фильм – уверенным наброском апокалипсической эстетики «Трудно быть богом», последнего фильма сценариста «Гибели Отрара».
Впрочем, разгадку этого удивительного предвосхищения дал в предисловии к своему сценарию в 2006-м сам Алексей Герман: «…история с удивительной последовательностью еще раз доказала нам, что все связанное с тиранией повторяется в таких подробностях, что можно заплакать».

Евгений Марголит

РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

27 ноября, воскресенье
15:00
Гибель Отрара. 2 серии (1991)

12+

Фильм представит историк кино Александра Терещенко.
Музей кино

30 ноября, среда
12:00
Гибель Отрара. 1 серия (1991)

Плёнка 35 мм
12+

Фильм представит киновед Евгений Марголит.
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал

30 ноября, среда
14:00
Гибель Отрара. 2 серия (1991)

Плёнка 35 мм
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал

!
Студентам очных и очно-заочных отделений предоставляется скидка 100 рублей на показы фестиваля в кинотеатре «Иллюзион». Забронировать билеты со скидкой можно в кассе кинотеатра по телефону: +7 (495) 915-43-53. Приобрести билеты со скидкой можно в кассе кинотеатра.