Диана Каренне была актрисой, кинорежиссером, сценаристом, кинопродюсером, кинокритиком, художницей и поэтом. Пик ее карьеры пришелся на вторую половину десятых годов прошлого столетия. Каренне покорила итальянский кинематограф, став одной из главных итальянских див. «Самая умная [можно перевести как «образованная»] из всех!», – писали итальянцы. Феномен Каренне до сих пор является объектом внимания киноведов и историков кино. Однако исследования творчества актрисы обречены быть не точными, поскольку фильмов с Каренне почти не сохранилось, а биография полна «белых пятен», противоречий и легенд.
Имя актрисы и дата рождения (что бы ни писали) до сих пор неизвестны. Подтверждено, что родилась она в Киеве в последнее десятилетие XIX века. Несмотря на то, что славу ей принес итальянский кинематограф, сегодня Каренне, в первую очередь, известна благодаря участию в шедевре Александра Волкова «Казанова» (1927), после которого карьера актрисы пошла вниз, хотя она и продолжала искать новые проекты. Тогда же актриса вышла замуж за русского поэта-эмигранта Николая Оцупа (главный редактор литературного журнала «Числа», выходившего в Париже). Диана была упрямой, властной, жесткой, тем не менее, после встречи с Оцупом она спокойно оказалась как бы «в тени» своего известного мужа. Вместе с ним участвовала в культурной жизни русской эмиграции в Париже, в том числе писала критические отзывы на фильмы. С мужем была разлучена войной, позже они воссоединилась. После смерти Оцупа в 1958 году ей удалось собрать и опубликовать все его ранее неопубликованные произведения. Каренне была одинокой, вела замкнутый образ жизни. Сохранила красоту и продолжала быть «дивой» до конца своих дней (жила в отеле, носила изысканную одежду и драгоценности). Умерла в Лозанне в 1968 году от сердечного приступа (информация о том, что она погибла 1940 году в Аахене во время бомбардировки союзников – не верная).
Недавно обнаружены три уникальные копии фильмов с Дианой Каренне, ранее считавшиеся утраченными. Определенно, это можно считать сенсацией и поворотным моментом в изучении жизни и творчества актрисы. Найденные фильмы помогут дополнить ее биографию и понять причины ее головокружительного успеха в Италии.
Теперь мы знаем, что первый кинематографический опыт звезды состоялся в дореволюционной России – фильм «Трагедия двух сестер» (1914) – и это была главная роль, а не массовка в итальянских фильмах, как было принято считать. А обнаружение «святого Грааля» итальянского немого кино – «Цыганской страсти» – дает нам возможность понять, чем именно были заворожены итальянские зрители на протяжении целых пяти лет. И, наконец, довольно изношенная и цензурированная копия фильма «Потерянная!» (в другом переводе «Заблудшая!»), дает представление о том, насколько архаичен был итальянский кинематограф тех лет.
Тамара Шведюк
ЦЫГАНСКАЯ СТРАСТЬ
Италия, Pasquali-film, 1916 г., немой, ч/б, 5 ч., 1150 м (копия ГФФ – 3 ч., 815 м, 18 к/с, DCP, 40 мин.), ВЭ 25.III.1916 (Италия).
Автор сценария и помощник режиссера: Умберто Парадизи.
Режиссер: Ернесто Мария Паскуали.
Оператор: Анкизе Брицци.
В ролях: Диана Каренне (Агара, [Адзара в немецкой прокатной копии]), Джованни Чимара (Джулио Фрейман), Нелло Каротенуто (Милеко).
Цыганский табор странствует. Цыганка Агара смотрится в зеркало, на нее любуется цыган Милеко. Цыгане останавливаются на привал. Барон Джулио Фрейман посещает свою невесту графиню Сельвиг. Во время встречи графиня дарит Фрейману кольцо. Ее отец приглашает барона на охоту. По пути домой Фрейман видит, как Милко докучает Агаре, он вступается за цыганку и прогоняет Милко.
Во время охоты Адзара встречает Фреймана, подкрадывается сзади, отбирает у него ружье и убивает оленя. Ночь Джулио пробирается в цыганский табор, встречает Агару, дарит ей кольцо невесты и соблазняет. На следующее утро семья Сельвиг и барон посещают табор. Агара танцет для них. Гадает по руке невесте Фреймана, которая замечает подаренное ею кольцо. Джулио заявляет, что кольцо у него украли.
Оскорбленная Агара пробирается в замок Сельвигов. Она расстраивает помолвку барона и графини, у всех на виду целуя Джулио.
Импрессарио театра «Аполло» приглашает Агару в свою театральную труппу, инцидент с помолвкой Сельвиг сделал цыганку знаменитой. Девушка сбегает из табора и становится танцовщицей. На одном из представлений присутствует барон Фрейман, он узнает цыганку. После спектакля приходит в гримерную Агары и приглашает на ужин. Она соглашается. После свидания с Джулио Агара заболевает, в лихорадке она зовет его. Джулио приходит к постели возлюбленной.
«Цыганскую страсть» упоминают почти все историки немого кино, которую никто из них не видел. Считается, это наиболее успешный фильм 1916 года, о котором длительное время не умолкала пресса, а кинотеатры прокатывали как минимум следующие четыре года вплоть до 1920-го. «Цыганская страсть» один из самых известных фильмов туринского режиссера и продюсера Эрнесто Марии Паскуали, в одночасье превративший неизвестную Дину Каррен (именно с этим именем она приехала в Италию годом раннее) в настоящую звезду Диану Каренне (говорят, именно Паскуали «подправил» сценическое имя кинодивы).
Роль цыгана Милко исполнил Нелло Каротенуто - отец комедийных актеров звуковой эры Меммо Каротенуто («Хлеб, любовь и фантазия» (1953) «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны» (1958)) и Марио Каротенуто («Хлеб, любовь и… » (1955)), а Джованни Чимара, исполнивший роль возлюбленного Каренне, барона Фреймана, являлся братом более успешного актера немого, а затем звукового периода, Луиджи Чимара.
«Цыганская страсть» была атрибутирована в 2021 году. В архиве Госфильмофонда фильм хранился под немецким прокатным названием «Когда расстаются сердца, любившие друг друга». Копия неполная: отсутствуют две последние части фильма. При этом неизвестно, были ли утеряны две последние части с течением времени, или же кинокартина вышла в немецкий прокат в сокращенной версии. С одной стороны, сюжет всех трех сохранившихся частей «Цыганской страсти» полностью соответствует подробному синопсису, опубликованному в журнале «Итальянская и зарубежная кинематография» № 2 от «30» января 1916 года, что исключает вмешательство цензуры и перемонтаж. C другой стороны, повествование найденной копии фильма не обрывается внезапно – последняя сцена могла бы, хоть и с большой натяжкой, быть финалом укороченной версии. Проверить второй вариант не представляется возможным, так как в немецких периодических изданиях тех лет нет упоминаний о фильме.
Качество сохранившегося материала достаточно низкое, поскольку копия принадлежит как минимум четвертому поколению пленки (то есть с прокатной позитивной копии фильма были напечатан контратип, с последнего новая позитивная копия, а с нее, в свою очередь, новый контратип и еще одна позитивная копия). С каждой новой печатью разрешение изображения снижется – деталей в кадре видно все меньше.
Тамара Шведюк
ПОТЕРЯННАЯ! / SMARRITA! (в советском прокате – «Мария Григ»)
Италия, Nova-film, 1921 г., немой, ч/б, 6 ч., 1574 м (копия ГФФ – 4 ч., 868 м, 18 к/с, DCP, 42 мин.), русские титры, ВЭ 18.IV.1922 (Италия).
Авторы сценария: Джулио Антаморо, Диана Каренне
Режиссер: Джулио Антаморо
Оператор: Чезаре Каванья
В ролях: Диана Каренне (Мария Григ), Альфредо Бертоне (Сергей Кошуч), Романо Кало (Барон Карл Карелли), Дана Мариджа, Гаэтано Нобиле, Франко Пьерсанти.
По мотивам произведения Осипа Фелина.
Молодая девушка Мария Григ увлекается учителем своего младшего брата, революционером Сергеем Кошучем. Учитель приносит на занятия стопки книг, над которыми Мария смеется, затем читает. Барон Карл Карелли навещает семью Марии, он ожидает ответа от девушки на предложение выйти за него замуж. Во время совместной лодочной прогулки Мария флиртует с Кошучем, но он отталкивает ее, продолжая вслух читать одну из своих книг. <отсутствуют 2 и 3 части> Сергей и Мария часто встречаются, гуляют по Риму. Он рассказывает ей о своем деле. Они сближаются. Вскоре Сергею поручают убить губернатора. Покушение проваливается, и Кошуч оказывается в тюрьме, оттуда он попадает в больницу. Мария, узнав о случившемся, помогает ему бежать.
«Потерянная!» (в другом переводе «Заблудшая!») – практически неизвестный в каком-то смысле загадочный фильм. Согласно каталогу итальянских немых фильмов (авторы Бернардини и Мартинелли) в его основу был положен рассказ (по другим данным написан оригинальный сценарий) русского эмигранта Осипа Фелина (настоящее имя Осип Абрамович Блиндерман). Фелин путешествовал по Европе с 1906 года, революция застала его в Италии, там он и осел, впоследствии став успешным писателем, драматургом и переводчиком.
Джулио Антаморо, более известный своими новаторскими итальянскими фильмами «Пиноккио» (1911) и «Кристус» (1916), выступил режиссером картины, ведущая актриса – уроженка Российской Империи итальянская кинодива Диана Каренне.
Антаморо и Каренне, которые уже сотрудничали в трех фильмах (из них сохранился только «Мисс Дороти» 1920 года – копия находится в римском киноархиве), совместно работали над сценарием. Карьера обоих вскоре пошла на спад. Антаморо будет снимать мало – лишь пару фильмов на религиозную тему, да в начале 1940-х годов станет сорежиссером на нескольких картинах. Каренне же из-за падения популярности и отсутствия проектов в Италии, будет искать работу во Франции и Германии.
Возможно, это одна из причин, почему о «Потерянной!» почти ничего не известно. Бюджет фильма был незначительным. Синопсис не публиковался, рекламные материалы не печатались, да и самого произведения Осипа Фелина, по которому снят фильм, нет в доступных источниках.
«Потерянная!», вероятно, была снята в конце 1920-х, и, как и большинство фильмов Каренне, получила полярные отзывы критиков, довольно существенным было и вмешательство цензуры (на этот раз под запрет попали определенные интертитры, среди них, например: «нет насилия там, где цель чиста»).
В Советском Союзе фильм вышел в прокат в 1925 году под названием «Мария Григ». «Совкино» выступил дистрибьютером. Именно эта отредактированная версия была атрибутирована в 2022 году в хранилищах Госфильмофонда. Упомянутое отсутствие источников затрудняло работу по атрибутированию. Помогло «опознание» на пленке (помимо самой Каренне) актеров Альфредо Бертоне и Романо Кало, а также, наличие в кинокартине роли «губернатора».
Копия ГФФ неполная, из шести частей только части № 1, 4, 5 и 6. Видно, что вмешательство советской цензуры было очень серьезным: перемонтаж картины (причем весьма неряшливый), пробелы в повествовании, иногда лишенные смысла и ошибочно вклеенные интертитры. Но, тем не менее, благодаря найденной копии раскрываются некоторые подробности сюжета, хотя пока неясно, насколько эта версия отличается от оригинальной (в частности, например, насколько изначально был «революционен» герой Альфредо Бертоне).
Фильм ценен благодаря наличию крупных планов с Каренне (которых сохранились единицы из-за утраты большинства фильмов с актрисой) и роскошным видам Рима. Да, «Потерянная!» не шедевр, это скорее необыкновенный документ эпохи, который, несмотря на свою незавершенность и нынешнее техническое состояние, дает представление о творчестве Дианы Каренне в начале 1920-х годов.
Тамара Шведюк
ТРАГЕДИЯ ДВУХ СЕСТЕР
Российская империя, Т/д А. Дранков и А. Талдыкин, 1914 г., немой, ч/б, 3 ч., 765 м (по другим данным 825 м) (копия ГФФ – 1 ч., 200,7 м, 16 к/с, 11 мин.), (реконструкция DCP – 14 мин.), ВЭ I.1914.
Автор сценария: Диана Каренне
В ролях: Диана Каренне (сестры-близнецы Людмила и Варя).
Богатый фабрикант Прилуков во время осмотра фабрики замечает красивую работницу Машу. Ухаживает за ней и соблазняет. От связи с Прилуковым у Маши рождаются дочери-близнецы, Людмила и Варвара. Первую забирает и воспитывает отец, а вторая растет в нищете с матерью. Прошли годы, Людмила получила блестящее воспитание и готовится к браку с Глебом. Варя же связывается с преступником Васькой. Мать перед смертью рассказывает Варе об отце. Варвара ведет Ваську и его сообщника к Прилукову. Те грабят и убивают фабриканта, поразившись сходству Людмилы и Варвары, сталкивают Людмилу с обрыва с тем, чтобы Варвара заняла ее место и получила наследство. Людмилу спасает сторож. Она долго болеет и едва не сходит с ума. В один из дней девушка снова оказывается на краю обрыва, на этот раз ее спасает Глеб, охотившийся неподалеку. Отогретая его заботой, Людмила выздоравливает. Вместе они едут на отдых, на том же курорте находятся и Варя с Васькой, которые тратят там украденные деньги. Однажды Васька идет один на прогулку и видит вдалеке Глеба и Людмилу. Приняв Людмилу за свою любовницу, он, вернувшись домой, из ревности убивает Варю.
«Спешите за выпуском оригинальной захватывающей драмы "Трагедия двух сестер". Дина Карэн, исполняющая главную роль в драме. Оригинальный сценарий написан самой артисткой. < … > Т/д А. Дранков и А. Талдыкин», – гласит рекламный постер в журнале «Сине-фоно» № 7 от 4 января 1914 года. На постере размером со страницу помещено фото актрисы.
Фильм «Трагедия двух сестер» хранился в архиве Госфильмофонда с 1962 года под условным названием «Цыганка», однако атрибутирован был только в 2022 году. Эта копия уникальна, но неполная (отсутствует несколько сцен в середине и финал картины), однако уцелевшие эпизоды расположены в верной последовательности. Интертитры отсутствуют. Позитив имеет максимально высокое качество, поскольку был напечатан непосредственно с оригинального негатива, поступившего в Госфильмофонд в начале 1960-х. Такое качество изображения – большая редкость для раннего кинематографа.
«Трагедия двух сестер» – кинодебют и единственный русский фильм семнадцатилетней Дианы Каренне (по другим данным, ей тогда был двадцать один год). Актриса исполнила сразу две главные роли, сестер-близнецов, а также была и автором сценария. Женщин среди авторов сценария в кинематографе дореволюционной России в 1913–1914 годах (согласно сохранившейся прессе) были единицы. Каренне, вероятно, была одной из первых сценаристок в истории отечественного кино. Тем не менее, сама актриса, став звездой, о первом кинематографическом опыте никогда не упоминала.
Подобное «боевое крещение» в кинематографе – настоящий прорыв. Хотя такой старт, без сомнения, был под силу властной, упрямой, трудолюбивой талантливой и чрезвычайно амбициозной актрисе. Уже через несколько месяцев после выхода фильма она уедет в Италию с тем, чтобы продолжить карьеру в самой успешной киноиндустрии мира. Сразу по прибытии в Рим Каренне отправится на крупнейшую студию страны Cines в поисках работы, (куда, вероятно, была бы принята), но, согласно документам Министерства внутренних дел, Каренне запросит немыслимый гонорар (1500 лир) и получит отказ. Это не остановит настойчивую актрису, очень скоро она получит работу в северной киностолице – Турине – и станет звездой.
«Трагедия двух сестер» была снята в Тифлисе, на это указывает Верийский мост (ныне мост Галактиона Табидзе), на котором встречаются герои фильма фабрикант Прилуков и работница фабрики Маша. Сохранившийся материал хоть и фрагментарен, но свидетельствует о том, что фильм отличался от других дореволюционных кинокартин. Здесь множество натуры (городской и сельской), естественное освещение в кадре, а у актеров отсутствует плотный сценический грим. Кроме того, история близнецов (столь часто используемая в немом кинематографе) внятно и грамотно изложена – попеременно появляющихся в кадре сестер не спутать, что, безусловно, заслуга молодой кинематографистки.
Фильм «Трагедия двух сестер» был отсканирован и реконструирован в октябре 2022 года. Чтобы сделать найденный фильмовый материал понятным и возможным для показа, на места отсутствующих сцен и надписей, были добавлены интертитры, основой для создания которых послужило либретто фильма, опубликованное в журнале «Сине-фоно» № 7 от 4 января 1914 года.
Тамара Шведюк