Автор сценария: Эрнст Маришка
Режиссёр: Вилли Форст
В ролях: Вилли Фрич, Фред Ливер, Мария Хольст, Гедвига Бляйбтрой, Ханс Мозер, Тео Линген, Дорит Крайслер
Вилли Форст начал кинокарьеру в эпоху немого кино, играл очаровательных героев-любовников, снимался вместе с ещё малоизвестной Марлен Дитрих в фильме «Кафе “Электрик”» Густава Учицки. После прихода звука пробует свои силы в режиссуре. Его дебют — музыкальный фильм «Тихо умоляют мои песни» (1933) — рассказывает о жизни Франца Шуберта и о Вене, в которой отовсюду звучит его музыка. Так рождается новый жанр — «венский фильм» (Wiener Film), который становится ключевым для золотого века австрийского кинематографа (1933–1938). «Венский фильм», противопоставляя современности образ утраченной империи, сочетает в себе признаки оперетты, мелодрамы и комедии положений. Действие происходит в имперском антураже Вены рубежа веков в среде аристократии или зажиточной буржуазии. Сюжет строится на взаимоотношениях внутри любовного «многоугольника», комический эффект создаётся за счёт путаницы и взаимного непонимания. В фильмах звучат музыка и песни великих венских классиков.
После аншлюса кинопроизводство Австрии национализировано. Крупнейшей киностудии страны Tobis-Sascha, преобразованной в Wien-Film, предписано производить фильмы, «воспевающие благополучие Вены как части Великой Германии». Форст почти не отступает от этого правила: Вена в его фильмах по-прежнему великолепна, но это достояние венцев, а не Германии. До аншлюса он снял такие успешные оперетты и «венские фильмы», как «Маскарад», «Мазурка», «Аллотрия» и «Бургтеатр». Немецкое руководство предлагает ему возглавить студию, но режиссёр уклоняется, занимая скромную должность в наблюдательном совете. Так легче оставаться венцем.
«Венская кровь» выходит в разгар Второй мировой, в 1942-м. Мир в огне, а кинематограф танцует. После премьеры Геббельс записывает в дневнике: «При виде этого фильма можно позеленеть от зависти, особенно учитывая, как мало делается подобного для столицы Рейха. Лучшие пропагандистские силы работают на всемирную известность венцев» (цит. по: Trost K. Die “Wiener Filme” der Wien-Film während der NS-Zeit. Unterhaltung, Antihaltung oder doch Propaganda? / K. Trost. — Wien, 2008. — S. 106).
Действие фильма разворачивается на Венском конгрессе, который посещает супружеская пара: немецкий дипломат из княжества Ройс-Грайц-Шляйц, чопорный и принципиальный, как название княжества, которое он должен представлять, и его жена — непоседливая венка, спрятанная в платье в духе Бидермайера, чтобы хотя бы внешне не выдавать в себе венку.
Но Вену не спрятать, фильм обнажает конфликт куда более значимый, чем любовные передряги, конфликт геополитический. Роль немецкого дипломата исполняет немец Вилли Фрич. Вена в фильме и сама состоит из стереотипов, доведённых до банальности. Тут «из каждой мышиной норы звучит музыка», а политические решения принимаются в перерывах между танцами. Тут живут венцы, рецепт крови которых создал алхмик-Форст, появившись в камео в первой сцене фильма. Она состоит из юмора и безрассудства, сердца, капли истории и музыки и, к несчастью, сильно занимает немцев. Это «типично австрийская комедия».
На ролях второго плана — дуэт Ханса Мозера и Тео Лингена, главных австрийских комиков в кино, игравших роли слуг, дворецких и капельдинеров. Между ними то и дело случаются словесные перепалки. Немецкий язык спотыкается об австрицизмы, усугубляющие взаимное непонимание и общую бессмыслицу.
Уход от смысла — главное средство Форста при урегулировании конфликтов. В воспоминаниях он напишет: «…моя работа превратилась в молчаливый протест я снимал свои самые австрийские фильмы в то время, когда Австрия перестала существовать» (Steiner G. Filmbook Austria / G. Steiner. — Vienna: Federal Press Service, 1977. — P. 35). Как подметил критик Франческо Боно на страницах газеты Stanzl, «…даже если этот фильм не хочет быть серьёзным, это первая комедия за долгие годы, которая воспринимается всерьёз».
В «венских фильмах» политическим решениям определено место между вальсами и входом в спальню. Решения эти заглушаются оркестром и «обезвреживаются флиртом» (Bono F. Playing with the Camera. Critical Notes on Two Films by Austrian Director Willi Forst / F. Bono // European Journal of Interdisciplinary Studies. — Perugia: Università degli Studi di Perugia, 2020. — P. 17).
И в Германии, и в Австрии от вестей с фронта отвлекают мюзиклы и оперетты. «Венская кровь», почитаемая на родине не иначе как жест антифашистского сопротивления, в Третьем рейхе бьёт кассовые рекорды, ведь зритель у них один — Европа, истосковавшаяся по довоенной лёгкости
Виктория Елизарова
старший искусствовед Госфильмофонда России