ВЕНСКАЯ КРОВЬ / WIENER BLUT
Австрия, Deutsche Forst-Film-Produktion, Wien-Film, 1942, 108 минут
Автор сценария: Эрнст Маришка
Режиссёр: Вилли Форст
В ролях: Вилли Фрич, Фред Ливер, Мария Хольст, Гедвига Бляйбтрой, Ханс Мозер, Тео Линген, Дорит Крайслер
Вилли Форст начал кинокарьеру в эпоху немого кино, играл очаровательных героев-любовников, снимался вместе с ещё малоизвестной Марлен Дитрих в фильме «Кафе “Электрик”» Густава Учицки. После прихода звука пробует свои силы в режиссуре. Его дебют — музыкальный фильм «Тихо умоляют мои песни» (1933) — рассказывает о жизни Франца Шуберта и о Вене, в которой отовсюду звучит его музыка. Так рождается новый жанр — «венский фильм» (Wiener Film), который становится ключевым для золотого века австрийского кинематографа (1933–1938). «Венский фильм», противопоставляя современности образ утраченной империи, сочетает в себе признаки оперетты, мелодрамы и комедии положений. Действие происходит в имперском антураже Вены рубежа веков в среде аристократии или зажиточной буржуазии. Сюжет строится на взаимоотношениях внутри любовного «многоугольника», комический эффект создаётся за счёт путаницы и взаимного непонимания. В фильмах звучат музыка и песни великих венских классиков.
После аншлюса кинопроизводство Австрии национализировано. Крупнейшей киностудии страны Tobis-Sascha, преобразованной в Wien-Film, предписано производить фильмы, «воспевающие благополучие Вены как части Великой Германии». Форст почти не отступает от этого правила: Вена в его фильмах по-прежнему великолепна, но это достояние венцев, а не Германии. До аншлюса он снял такие успешные оперетты и «венские фильмы», как «Маскарад», «Мазурка», «Аллотрия» и «Бургтеатр». Немецкое руководство предлагает ему возглавить студию, но режиссёр уклоняется, занимая скромную должность в наблюдательном совете. Так легче оставаться венцем.
«Венская кровь» выходит в разгар Второй мировой, в 1942-м. Мир в огне, а кинематограф танцует. После премьеры Геббельс записывает в дневнике: «При виде этого фильма можно позеленеть от зависти, особенно учитывая, как мало делается подобного для столицы Рейха. Лучшие пропагандистские силы работают на всемирную известность венцев» (цит. по: Trost K. Die “Wiener Filme” der Wien-Film während der NS-Zeit. Unterhaltung, Antihaltung oder doch Propaganda? / K. Trost. — Wien, 2008. — S. 106).
Действие фильма разворачивается на Венском конгрессе, который посещает супружеская пара: немецкий дипломат из княжества Ройс-Грайц-Шляйц, чопорный и принципиальный, как название княжества, которое он должен представлять, и его жена — непоседливая венка, спрятанная в платье в духе Бидермайера, чтобы хотя бы внешне не выдавать в себе венку.
Но Вену не спрятать, фильм обнажает конфликт куда более значимый, чем любовные передряги, конфликт геополитический. Роль немецкого дипломата исполняет немец Вилли Фрич. Вена в фильме и сама состоит из стереотипов, доведённых до банальности. Тут «из каждой мышиной норы звучит музыка», а политические решения принимаются в перерывах между танцами. Тут живут венцы, рецепт крови которых создал алхмик-Форст, появившись в камео в первой сцене фильма. Она состоит из юмора и безрассудства, сердца, капли истории и музыки и, к несчастью, сильно занимает немцев. Это «типично австрийская комедия».
На ролях второго плана — дуэт Ханса Мозера и Тео Лингена, главных австрийских комиков в кино, игравших роли слуг, дворецких и капельдинеров. Между ними то и дело случаются словесные перепалки. Немецкий язык спотыкается об австрицизмы, усугубляющие взаимное непонимание и общую бессмыслицу.
Уход от смысла — главное средство Форста при урегулировании конфликтов. В воспоминаниях он напишет: «…моя работа превратилась в молчаливый протест я снимал свои самые австрийские фильмы в то время, когда Австрия перестала существовать» (Steiner G. Filmbook Austria / G. Steiner. — Vienna: Federal Press Service, 1977. — P. 35). Как подметил критик Франческо Боно на страницах газеты Stanzl, «…даже если этот фильм не хочет быть серьёзным, это первая комедия за долгие годы, которая воспринимается всерьёз».
В «венских фильмах» политическим решениям определено место между вальсами и входом в спальню. Решения эти заглушаются оркестром и «обезвреживаются флиртом» (Bono F. Playing with the Camera. Critical Notes on Two Films by Austrian Director Willi Forst / F. Bono // European Journal of Interdisciplinary Studies. — Perugia: Università degli Studi di Perugia, 2020. — P. 17).
И в Германии, и в Австрии от вестей с фронта отвлекают мюзиклы и оперетты. «Венская кровь», почитаемая на родине не иначе как жест антифашистского сопротивления, в Третьем рейхе бьёт кассовые рекорды, ведь зритель у них один — Европа, истосковавшаяся по довоенной лёгкости

Виктория Елизарова
старший искусствовед Госфильмофонда России
Супружеская пара приезжает из Германии на Венский конгресс 1815 года. На балах они заводят романтические отношения вне своего союза. Один из самых кассовых фильмов нацистской эпохи, основанный на одноимённой оперетте 1899 года.
РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

19 ноября, пятница
16:50
Венская кровь (1942)
Фильм будет показан на языке оригинала с русскими субтитрами. Плёнка 35 мм.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал

20 ноября, суббота
22:05
Венская кровь (1942)
Фильм будет показан на языке оригинала с русскими субтитрами.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Малый зал

!
Если вы студент профильного кинематографического вуза или факультета, киноколледжа или киношколы или имеете социальные льготы, пожалуйста, узнайте о специальных условиях в кинотеатре «Иллюзион» и забронируйте билет по телефону (495) 915-43-53. Забрать билет необходимо в кассе не позднее, чем за 30 минут до начала сеанса, предъявив соответствующий подтверждающий документ.