В СОЛНЕЧНОМ СИЯНИИ / СПАСИБО, МАДАМ / IM SONNENSCHEIN / OPERNRING / THANK YOU, MADAME

Австрия, Gloria-Film, Horus-Film, 1936, 90 минут
Автор сценария: Филипп Лотар Майринг
Режиссёр: Кармине Галлоне
Оператор: Франц Планер
В ролях: Ян Кепура, Фридль Чепа, Лули Десте, Тео Линген, Фриц Имхофф, Антон Пойнтнер
Знак времени: в фильме «Спасибо, мадам» польский тенор Ян Кепура на сцене Венской оперы исполняет арии Джакомо Пуччини на немецком языке. Кинематограф, который недавно заговорил, стал «полиглотом». Но приход звука принёс и серьёзные экономические проблемы. Борьба патентов на звуковые системы была похожа на раздел Европы. Кинематографисты принялись искать новый материал — истории, о которых можно рассказать только на родном языке. В 1933 году Германия начинает бойкотировать фильмы, снятые кинематографистами «неарийского» происхождения. Для страны, где в кинопроизводстве было задействовано много иммигрантов и евреев (достаточно взглянуть на руководство студии Tobis-Sascha), это означало потерю значительной части кинорынка. В ответ на бойкот для внутреннего проката появляется «эмигрантское кино» (Emigrantenfilm). С подписанием Римских протоколов (1934) начинается пора австро-итальянских копродукций, которые становятся спасением. Крупнейшие итальянские режиссёры Августо Дженина и Кармине Галлоне ставят в Австрии «Цветы из Ниццы» и «Спасибо, мадам».
Галлоне — пионер итальянского кинематографа. В 1910-х он снимает немые картины с дивами Соавой Галлоне (его жена) и Лидой Борелли. Вехой в его раннем творчестве становится блокбастер 1926 года «Последние дни Помпеи», за мастерство в создании «колоссов» Галлоне позже назовут европейским ДеМиллем.
В образ Вены Галлоне привносит итальянскую подлинность изображения, которая со времен веризма зиждется на фактурной нищете. Столица, традиционно предстающая в «венских фильмах» в образе города-праздника, в его фильме показывается без карнавального наряда. В ней есть неприглядные окраины и кварталы, разрушенные бедностью.
В «Спасибо, мадам» герой Яна Кепуры Тони Ковальски — маленький человек из большого города, таксист, влюблённый в цветочницу Мицци (имя Мицци в немецкоязычной литературе носят простушки). Чудо «помещается» между внезапным ливнем и тарелкой супа. Тони заходит в закусочную за бесплатным обедом, случайно участвует в песенном конкурсе и покоряет всех своим талантом. Но Тони Ковальски не хочет быть звездой. Он предпочитает водить такси, любить Мицци и петь перед уличной толпой.
Это могла бы быть голливудская история успеха в жанре «звезда родилась», но основой сюжета у Галлоне становится уход Тони Ковальски с оперной сцены. Вместо рисованных декораций за спиной певца настоящий город, вместо партера перед ним уличная толпа. Выступлением, затмевающим звёздный час на сцене, становится уличный триумф, организованный таксистами, перекрывшими движение.
Главный герой в фильме — город. Оперному певцу нужна сцена, певцу-любителю достаточно улицы. Это редкий пример фильма с «венским духом», снятого на настоящих улицах Вены, а не в декорациях. В массовке, которая в «венских фильмах» обычно обезличена, выделяются типажи. Песни Кепуры слушают старики и дети, нищие и богатые. Он поёт, стоя на крыше автомобиля и находясь в лодке. Его песня звучит на улицах и льётся по Дунаю.
Кармине Галлоне был талантливым конформистом, что позволяло ему одинаково хорошо ставить вещи практически противоположные. После фильма «Спасибо, мадам» он снимает «Сципиона африканского» (1937), известного прежде всего апокрифичной фразой, якобы брошенной режиссёром: «Если этот фильм не понравится Дуче, я застрелюсь». Фильм Муссолини не понравился. Однако Галлоне не стал стреляться. Фильмографию, состоящую из драм с дивами, мюзиклов и пеплумов, после войны он пополнит фильмами-операми, прослыв европейским режиссёром, который мог бы стать голливудским.

Виктория Елизарова
старший искусствовед Госфильмофонда России
Обычный венский таксист Тони Ковальски забредает в закусочную, где в это время проходит певческий конкурс, и решает в нём поучаствовать. Он покоряет всех своим уникальным голосом, и влиятельная светская дама берёт шефство над Тони. Музыкальная драма, снятая на улицах Вены.
РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

21 ноября, воскресенье
18:00
В солнечном сиянии (1936)
Фильм будет показан на языке оригинала с русскими субтитрами. Плёнка 35 мм.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал
Фильм представит киновед Максим Семёнов.

23 ноября, вторник
19:45
В солнечном сиянии (1936)
Фильм будет показан на языке оригинала с русскими субтитрами.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Малый зал

!
Если вы студент профильного кинематографического вуза или факультета, киноколледжа или киношколы или имеете социальные льготы, пожалуйста, узнайте о специальных условиях в кинотеатре «Иллюзион» и забронируйте билет по телефону (495) 915-43-53. Забрать билет необходимо в кассе не позднее, чем за 30 минут до начала сеанса, предъявив соответствующий подтверждающий документ.