Австрия, Rex-Film, 1936, DCP, 101 минута
Автор сценария и режиссёр: Вальтер Райш
Оператор: Гарри Стрэдлинг
В ролях: Лули фон Хоэнберг — в титрах Лули Десте, Фред Хеннингс, Полди Дур — в титрах Лизл Хандль, Эдуард Кёк, Анни Маркарт, Фрауке Лаутербах, Хеди Пфундмайр, Лили Марберг, Фриц Имхофф
Венский еврей Вальтер Райш (1903–1983) пришёл в кино подростком. Позже он стал ассистентом легендарного продюсера Александра Корды, потом — талантливым и самобытным сценаристом и режиссёром немого кино. Присущие Райшу остроумие и музыкальный талант во всю силу проявились с появлением звука в кино. Он стал соавтором сценариев главных хитов берлинской киностудии UFA. Так, для фильма «Плавающая платформа 1 не отвечает» (1931) Райш написал слова песни «Лётчик, передавай привет солнцу» (Flieger, grüß mir die Sonne). А совместная работа с актёром и режиссёром Вилли Форстом (например, «Маскарад», 1934) сделала из Райша одного из ключевых авторов жанра, известного как «венский фильм». После прихода к власти национал-социалистов Райш эмигрировал в США, где в 1942 году получил гражданство. Он легко освоился, начал много писать на английском и стал соавтором сценариев классических голливудских фильмов: «Ниночка» (1939), «Газовый свет» (1944), «Ниагара» (1953), «Титаник» (1953). За сценарий «Титаника» Райш с коллегами был удостоен премии «Оскар».
В отличие от Билли Уайлдера, с которым его порой сравнивали и c которым он неоднократно работал по обе стороны Атлантики, Райшу так и не удалось преобразовать опыт успешной сценарной работы в карьеру голливудского режиссёра. При этом Райш-режиссёр достоин того, чтобы быть заново открытым. Его небольшая, но разнообразная фильмография — два ключевых «венских фильма», два интересных англоязычных проекта и две немецкие послевоенные картины — сочетали в себе мастерство в создании развлекательных фильмов и художественную смелость.
Явственней всего его мастерство проявилось в его второй режиссёрской работе — выдающемся фильме «Силуэты» (1936). Фильм демонстрирует особый подход Райша к трагикомедии. Он усложняет классические компоненты «венского фильма», придаёт новые оттенки смыслов сердечным драмам и шуткам, молодому вину и песням из Хойригера, романтике и быстротечности. Это история о балетной труппе, которая приезжает в Вену во время бального сезона, и ее русской руководительнице (Лули фон Хоэнберг), за которой начинает ухаживать американец (Фред Хеннингс). В ходе развития сюжета в историю вовлекается молодая танцовщица, типичная венская девушка (её играет жена Райша — Лизл Хайндл). Её отец держит «театр силуэтов» — анимационные вставки с силуэтами сделаны легендарной художницей-аниматором Лоттой Райнингер. А культовый типажный актёр Фриц Имхофф настолько точно исполнил роль слуги, что стал отождествляться с главным австрийским комиком Гансом Мозером.
Кристоф Хубер
историк кино, кинокритик, куратор Австрийского музея кино