Авторы сценария: Инна и Борис Рабкины
Режиссёр: Эдуард Гаврилов
В ролях: Андрей Мартынов, Леонид Каюров, Олег Ефремов, Марина Левтова, Андрей Харыбин, Любовь Соколова, Наталья Гвоздикова, Антон Табаков
Если бы такого фильма не было, его стоило придумать. На закате застойных 1970-х здесь в последний раз всплывает каноническая модель сюжета о перевоспитании коллективом (разумеется, трудовым) злостного индивидуалиста. Всплывает — и переворачивается на 180 градусов.
Ортодоксы 1960-х, трактовавшие «звёздных мальчиков» с точки зрения не столько эстетики, сколько уголовного кодекса, были бы тут довольны. Обладатель хипповой причёски, поклонник битлов и прочей идеологической заразы, высокомерно относящийся к товарищам и жующий сверхдефицитную жвачку, совершил-таки уголовно наказуемое деяние — мало того, что спекулировал из-под полы, так ещё и импортными пластинками. «Разве такой будет работать у станка? Он будет резинку жрать. И виски-скотч с содовой. И наркотиками спекулировать. Духовный наркотик! Я бы, между прочим, за него по десять лет давал, как за героин и марихуану», — возмущается в фильме старый рабочий.
Кривя тонкие губы, этот Слава Горохов ёрнически тянет слова, он обо всём говорит с усмешечкой. В лозунге из стенгазеты «Труд украшает человека» «ш» переделывает на «щ». «Вот этого юмориста из группы уберите, он мне не нужен»,— прав главный инженер, молодой, увлекающий лучшую в ПТУ группу заманчивыми перспективами грядущей эры электроники.
В деловитом мире милых и безликих мордашек, заполняющих конвейерную продукцию студии Горького 1970-х, 22-летний выпускник ВГИКа Леонид Каюров в роли Славы Горохова выглядит кричаще инородным телом. Юноша с портретов XIX века, читающий-выдыхающий монолог Гамлета и главу из булгаковского романа — встречу Мастера с Маргаритой — естественный раздражитель однородной среды. И должен быть вытеснен ею. Конфликт возникает уже на типажном уровне. Недаром в роли Виктора — лидера группы, непримиримого противника Славки — снялся с детства переигравший на студии Горького чуть ли не десяток аккуратных пионерчиков Андрей Харыбин: высокий лоб, правильные и жёсткие черты лица.
Так выстраивается сюжет: паршивая овца портит высокие показатели группы, мешает карьерной перспективе коллектива в целом — и объект перевоспитания превращается в объект травли.
В принципе, «Последний шанс» — это два фильма в одном. Помимо истории Славы Горохова, там присутствует история мастера группы, молодого, но мудрого наставника, который проникается сочувствием к пареньку и вместе с комсоргом Надей пытается ему помочь. Драматургически и режиссёрски эта линия решена вполне бесцветно — особенно по контрасту с драмой героя, отдельной, как и он, во всём. Он — «звёздный мальчик», так сказать, во втором поколении. В исполнении Олега Ефремова отец Славы не столько спившийся работяга, сколько идеалист-шестидесятник, оставленный женой из-за неумения «устраиваться в жизни». Выясняется, что сын, любя и жалея отца, при разводе остался с матерью, соблазнённый перспективой материальных благ, — и мучается ненавистью и презрением к себе, предателю. «Барыга и подонок» — это не общественность о нём, а он о себе сам. А отец, потрясённый жестокостью группы по отношению к сыну, хлебнув портвейна для храбрости, явится в ПТУ и станет раздавать апельсины, взывая: «Детки, жалейте друг друга!» И шутовской хоровод, затеянный вокруг него «детками», примет за осуществление идеала всеобщей братской любви и будет улыбаться блаженно.
Удар, который герой нанесёт в этот момент Виктору — главному инициатору травли, понимая, что теперь не избежать колонии, — жест искупления вины не только перед отцом, но и перед его идеалами. Терять уже нечего: сыну тоже нет места в мире деловых людей застоя.
Исполнители таких ролей вытесняются из него вслед за своими героями — кто в эмиграцию, кто погибал, жестоко и нелепо. Леонид Каюров на пике карьеры ушёл в священнослужители.
Евгений Марголит
историк кино, главный искусствовед Госфильмофонда России