ВОЛШЕБНЫЙ ЛУЧ
СССР, ЦСДФ, 1963, DCP, 80 минут
Авторы сценария: Роман Кармен, Александр Новогрудский
Режиссёры: Роман Кармен, Василий Катанян, Леонид Махнач, Иосиф Посельский
Операторы: Владимир Цитрон, Игорь Бганцев, Леонид Котляренко
Композиторы: Александр Локшин, Алексей Муравлёв
Дикторы: Тамара Вдовина, Леонид Хмара
В 2016 году на фестивале «Белые Столбы» был показан фильм Ильи Копалина «Советской кинематографии 15 лет» (1934), первый юбилейно-обзорный опус о совершённых в области кино достижениях. «Волшебный луч» стал, к сожалению, последним из череды подобных фильмов, позже не было сделано ничего столь же основательного в области документального кино об истории советской кинематографии (если не считать короткометражку Катаняна «На выставке “60 лет советского кино”»).
Ещё в 1920-е Григорий Болтянский призывал кинематографистов снимать фильмы, обобщающие пройденные этапы развития кино. Тогда ему не вняли, но спустя годы появилось несколько таких картин: «20 лет советского кино» (1940), «Наше кино» (1940), «20 лет советского звукового кино» (1947), «30 лет советского кино» (1949). Фильм, снятый известными документалистами Романом Карменом, Василием Катаняном, Леонидом Махначом, Иосифом Посельским, их объединяет, берёт понемногу из каждого, пытаясь объять все виды и жанры кино: авангард 1920-х, хронику, киноэпопеи, драмы, приключенческие фильмы и музыкальные комедии, рисованную и кукольную анимацию, научное кино. Чётко следуя по хронологии истории советского кино, авторы фильма обильно сдабривают его отрывками из знаковых картин: «Броненосец “Потемкин”», «Мать», «Путёвка в жизнь»; включают в него хронику, запечатлевшую Александра Шорина и Павла Тагера, изобретателей советской системы звукового кино; Максима Горького, произносящего речь о развитии кинематографа; показывают работу различных киностудий страны.
Отдельного внимания заслуживают разбросанные по фильму эпизоды с рабочими моментами съёмок известных картин: Фридрих Эрмлер во время работы над «Встречным»; Василий Лебедев-Кумач, исполняющий под аккомпанемент Исаака Дунаевского песню к «Богатой невесте»; Вера Марецкая, произносящая в пробном дубле знаменитую речь из фильма «Член правительства»; Сергей Бондарчук, командующий массовкой на съёмках «Войны и мира»; Евгений Еней в павильоне, где снимается «Гамлет»,— декорации построены по его эскизам.
Но в не меньшей степени, чем режиссёрам и звёздам кино, «Волшебный луч» посвящён кинозрителю. Как и в «Рождении кино» Ленара, здесь также присутствует реконструкция ранних киносеансов (изображён некий условный «Иллюзион», где идёт «Политый поливальщик»), и всё же по большей части фильм изобилует хроникальными кадрами — толпы зрителей, идущих на «Чапаева» или в круговую кинопанораму, собравшихся на народный кинофестиваль или зрительские конференции. В одном из эпизодов мы видим кинопоказ где-то в ауле, а в другом появляется Иннокентий Смоктуновский, читающий приходящие ему мешками письма от поклонников. Этот своеобразный «гимн» кинозрителю несколько стихает в неожиданно проникновенной, специально снятой сцене: ученики средних классов пишут сочинение о любимом киногерое, и мы видим, о каких именно героях они могли бы грезить.
Присутствует в «Волшебном луче» и техническая составляющая кинематографа. Показано, как создаются комбинированные киноизображения, как делаются спецэффекты с помощью макетов. Нужно сказать, что именно с таких «разоблачений» и началась когда-то история документальных фильмов о кино. В 1920-е как в СССР, так и в Германии, США и других странах повсеместно выходили учебные культурфильмы, в подробностях рассказывающие о том, из чего состоит киноаппарат, как снимается фильм. Несмотря на кажущуюся специфичность подобного материала, тогда это пользовалось у зрителей успехом, а киногазеты в СССР и вовсе утверждали, что такого рода фильмы необходимо выпускать как можно чаще, дабы просветить зрителей обо всех деталях кинопроизводства и упразднить распространившееся среди них поверье, что любой человек сам спокойно может снимать кино или играть в нём.
Юбилейные фильмы всегда находили своего благодарного зрителя. «Волшебный луч» хоть и вышел в ограниченный прокат, но тем не менее привлёк к себе внимание: о нём много писали, его рекомендовали смотреть в школах как ученикам, так и учителям. В нём находили недостатки, но при этом отмечали усердие создателей и энергичный монтаж.

Андрей Икко
старший искусствовед Госфильмофонда России
Сергей Бондарчук на съемках «Войны и мира», отрывки из «Путёвки в жизнь» и реконструкции первых кинопоказов. Фильм, сотканный из хроникального и документального материала разных десятилетий — фрагментов неигровых и игровых советских кинокартин 1910–1960-х годов.
РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

23 ноября, вторник
12:45
Волшебный луч (1963)
Плёнка 35 мм.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал
Фильм представит искусствовед Госфильмофонда Андрей Икко.
22:25
Волшебный луч (1963)
Плёнка 35 мм.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал

!
Если вы студент профильного кинематографического вуза или факультета, киноколледжа или киношколы или имеете социальные льготы, пожалуйста, узнайте о специальных условиях в кинотеатре «Иллюзион» и забронируйте билет по телефону (495) 915-43-53. Забрать билет необходимо в кассе не позднее, чем за 30 минут до начала сеанса, предъявив соответствующий подтверждающий документ.
Made on
Tilda