VOCAL PARALLELS / VOKAL'NYE PARALLELI
Kazakhstan, Russia, Kazakhfilm, GALA TV, Kinoprom, 2005, 66 minutes
Restored by Gosfilmofond and Kazakhfilm. DCP
Scriptwriters: Rustam Khamdamov, Renata Litvinova
Director and production designer: Rustam Khamdamov
Directors of photography: Rifkat Ibragimov, Sergey Mokritsky
Composers: Tatiana Gridenko, Vladimir Martynov
Sound directors: Mikhail Reznichenko, Dmitry Nagorny
Editor: Irakli Kvirikadze
Cast: Renata Litvinova, Erik Kurmangaliev, Roza Dzhamanova, Araksiya Davtyan, Bibigul Tulegenova, Dimash Akimov, Natalia Skidanova, Ilze Liepa, Malik Khamdamov, Valentin Klementyev, Ekaterina Antonova, Anna Balukova, Kristina Loseva, Artur Podgoretsky, Natalia Kalikanova, Rano Shamuzofarova, Omar Zhalgasbayev, Kudrat Rozakhunov, Dastan Sadmanov, Nursultan Sadmanov, Kamil Berdiev.
Following the opening credits that ceremoniously present the film’s participants - there are all People’s Artists and Honored Artists of opera and stage here - as well as following the main title, spiced up with an extremely precise genre definition, "film concert", to avoid any misunderstandings - that very misunderstanding occurs. In the frame, ladies dressed in the old-fashioned style are running along an abandoned factory site or a construction site that has been forgotten for good. There are furs, hats, handbags, lipstick, and breath beautifully coming through the veil in the cold. The apocalypse seems to have already happened, and this guess is immediately confirmed by Renata Litvinova (the concert’s presenter, Honored Artist of Russia): “We now know that all civilizations are mortal, we have heard about people who have disappeared without a trace, we have heard about empires that have gone down..." The text of the speech given in the Kazakh language is difficult to remember, and the pieces of paper on which it is printed flutter in the frame: the winter wind that is driving the dust of civilization across the post-Soviet steppe is too strong.
Reports about the beginning of work on "Vocal Parallels" appeared in October 1997. At that time, the newspaper "Kommersant" reported that the government of Kazakhstan allocated money for the new project by ​​Rustam Khamdamov. There were no details beyond that, however, even the working title was not disclosed. It was only said that a “light drama” with an abundance of opera music would be made, and Renata Litvinova would write the dialogues for the film.
In fact, Litvinova, despite her role as an MC, is, of course, not the main character in this film. "Vocal Parallels" were tailored to countertenor Erik Kurmangaliev. A boy from a mountain village already in the 1980s was a favorite of Sviatoslav Richter and in the 1990s became famous in Moscow playing the role of M. Butterfly in the stage production by Roman Viktyuk, where Makovetsky, however hard he tried, could not discern a man in him. Already in the mid-1990s in Kazakhstan, they decided to make a documentary about their outstanding compatriot, and with this idea they came to Khamdamov, who provided the clients with material that did not fit into their ideas of biographical cinema at all.
These were popular arias (Tchaikovsky, Rossini, Schumann, Brahms), performed by the best voices of the Soviet East (in addition to Kurmangaliev in a woman's dress, the arias are performed by Bibigul' Tulegenova, Araksiya Davtyan, and Roza Dzhamanova) in fancy costumes and presented by Renata Litvinova. According to the director, “Vocal Parallels” harken back primarily to the magnificent Soviet revues of the time of “cine-anaemia” (for example, to "Big Concert" (“Bol'shoi kontsert”, 1951) or "Merry Stars" (“Veselye zvezdy”, 1954), both directed by Vera Stroeva).
Khamdamov likens his stories to an oriental carpet, which resolutely avoids linearity, but finds solace in repetitions and reflections. The pattern goes in all directions at once, linking together the absurd chic of “cine-anemia" and Fellini’s fantasies, cigarettes “Prima” and imperial Rome, or forcing local cadets to read Adelbert von Chamisso in Kazakh translation. “Vocal Parallels” are largely woven from restored materials, from scraps. Both literally - there are clapperboards and some unsuccessful takes - and figuratively, because in the film, shot among the fragments of magnificent decor and cultural ruins, time itself breathes. Several civilizations coexist on the screen at once, which "feed" on one other in a fruitless attempt to find themselves, and not the last and not the strangest one of these civilizations is the Soviet one.

Vasily Stepanov
A surrealist film concert. Opera singers - Araksiya Davtyan, Roza Dzhamanova, Erik Kurmangaliev - perform arias from operas by Puccini, Schumann, and Rossini. The heroine played by Renata Litvinova acts as an announcer and conducts dialogues with the performers about talent and mediocrity.
SHEDULE

November 16, Tuesday
14:45
Vocal Parallels (2005)
12+

The film will be presented by film critic Alexey Vasiliev.
Illuzion Cinema
Big Hall

November 17, Wednesday
18:15
Vocal Parallels (2005)
12+
Illuzion Cinema
Small Hall

November 18, Thursday
13:50
Vocal Parallels (2005)
12+
Illuzion Cinema
VIP2 Hall
16:05
Vocal Parallels (2005)
12+
Illuzion Cinema
Small Hall

November 20, Saturday
14:15
Vocal Parallels (2005)
12+
Illuzion Cinema
VIP2 Hall
22:40
Vocal Parallels (2005)
12+
Illuzion Cinema
VIP2 Hall

November 21, Sunday
14:00
Vocal Parallels (2005)
12+
Illuzion Cinema
Small Hall
16:25
Vocal Parallels (2005)
12+
Illuzion Cinema
VIP2 Hall
22:55
Vocal Parallels (2005)
12+
Illuzion Cinema
VIP2 Hall

November 22, Monday
22:50
Vocal Parallels (2005)
12+
Illuzion Cinema
VIP2 Hall

November 23, Tuesday
14:20
Vocal Parallels (2005)
12+
Illuzion Cinema
VIP2 Hall
20:50
Vocal Parallels (2005)
12+
Illuzion Cinema
VIP2 Hall

November 24, Wednesday
16:00
Vocal Parallels (2005)
12+
Illuzion Cinema
VIP2 Hall

November 25, Thursday
12:10
Vocal Parallels (2005)
12+
Illuzion Cinema
VIP2 Hall
20:35
Vocal Parallels (2005)
12+
Illuzion Cinema
VIP2 Hall

November 26, Friday
14:25
Vocal Parallels (2005)
12+
Illuzion Cinema
Small Hall
20:40
Vocal Parallels (2005)
12+
Illuzion Cinema
VIP2 Hall

November 28, Sunday
16:10
Vocal Parallels (2005)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
зал VIP2

Made on
Tilda

ВОКАЛЬНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ
Казахстан, Россия, «Қазахфильм», GALA TV, Кинопром, 2005, 66 минут
Реставрация Госфильмофонда и «Казахфильма». DCP
Авторы сценария: Рустам Хамдамов, Рената Литвинова
Режиссёр и художник: Рустам Хамдамов
Операторы: Рифкат Ибрагимов, Сергей Мокрицкий
Композиторы: Татьяна Гриденко, Владимир Мартынов
Режиссёр монтажа: Ираклий Квирикадзе
В ролях: Рената Литвинова, Эрик Курмангалиев, Роза Джаманова, Араксия Давтян, Бибигуль Тулегенова, Димаш Акимов, Наталья Скиданова, Илзе Лиепа, Малик Хамдамов, Валентин Клементьев, Екатерина Антонова, Анна Балукова, Кристина Лосева, Артур Подгорецкий, Наталья Каликанова, Рано Шамузофарова, Омар Жалгасбаев, Кудрат Розахунов, Дастан Садманов, Нурсултан Садманов, Камиль Бердиев
Вслед за титрами, чинно представляющими участников фильма — здесь сплошь народные и заслуженные артисты оперы и сцены, — а также названием, сдобренным во избежание недоразумений сверхточной жанровой дефиницией — «фильм-концерт», — случается собственно само недоразумение. В кадре то ли по заброшенной заводской территории, то ли по забытой навеки стройплощадке бегут старомодно одетые дамы. Меха, шляпки, сумочки, помада, дыхание на морозе, красиво пробивающееся сквозь вуалетку. Апокалипсис как будто уже случился, и эту догадку тут же подтверждает Рената Литвинова (ведущая концерта, заслуженная артистка России): «Мы знаем теперь, что все цивилизации смертны, мы слыхали о лицах, которые исчезли бесследно, мы слыхали об империях, которые пошли ко дну...» Текст выступления на казахском языке трудно запомнить, и бумажки, где он напечатан, трепещут в кадре — слишком уж силён зимний ветер, гонящий пыль цивилизации по постсоветской степи.
Сообщения о начале работы над «Вокальными параллелями» появились в информационном поле в октябре 1997-го. Тогда газета «КоммерсантЪ» сообщила о том, что правительство Казахстана выделило деньги на новый замысел Рустама Хамдамова. Впрочем, никаких подробностей сверх того не было — даже рабочее название не сообщалось. Говорилось лишь, что снимать будут «лёгкую драму» с обилием оперной музыки, а диалоги для фильма напишет Рената Литвинова.
На деле Литвинова, несмотря на свою роль распорядительницы, в этом фильме, конечно, совсем не главная. Затачивались «Параллели» под контртенора Эрика Курмангалиева. Мальчик из аула уже в 1980-х стал любимцем Святослава Рихтера и в 1990-х прославился в Москве, исполняя роль М. Баттерфляй в спектакле Романа Виктюка, где Маковецкий никак не мог распознать в нём мужчину. Уже в середине 1990-х в Казахстане задумали снять об уникальном соотечественнике документальный фильм и с этой идеей обратились к Хамдамову, который предоставил заказчикам материал, совершенно не вписывающийся в их представления о биографическом кино.
Это были ходовые арии (Чайковский, Россини, Шуман, Брамс), исполненные лучшими голосами советского Востока (помимо переодетого в женское платье Курмангалиева поют Бибигуль Тулегенова, Араксия Давтян, Роза Джаманова) в причудливых костюмах и представленные Ренатой Литвиновой. По словам самого режиссёра, «Вокальные параллели» отсылают прежде всего к пышным советским ревю времен «малокартинья» (например, «Большой концерт» (1951) или «Весёлые звёзды» (1954), режиссёр обоих — Вера Строева).
Хамдамов уподобляет свои истории восточному ковру, который решительно избегает линейности, но находит утешение в повторах и отражениях. Узор идёт во все стороны одновременно, связывая воедино нелепый шик «малокартинья» и фантазмы Феллини, папиросы «Прима» и императорский Рим или заставляя местных курсантов читать Адельберта фон Шамиссо в переводе на казахский. «Вокальные параллели» во многом сотканы из восстановленных материалов, обрезков. Как буквально — здесь и «хлопушки», и какие-то неполучившиеся дубли, так и фигурально, ведь в фильме, снятом среди обломков пышного декора и культурных развалин, дышит само время. На экране сосуществует сразу несколько цивилизаций, которые «питаются» друг другом в бесплодной попытке найти себя, не последняя и не самая странная из них — советская.

Василий Степанов
кинокритик, главный редактор журнала «Сеанс»
Оперные певцы исполняют арии из опер Пуччини, Шумана, Россини. Героиня Ренаты Литвиновой выступает в роли конферансье и ведёт с исполнителями диалоги о таланте и посредственности. Сюрреалистический фильм-концерт с участием контртенора Эрика Курмангалиева.
РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

16 ноября, вторник
14:45
Вокальные параллели (2005)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал
Фильм представит кинокритик, автор книг «Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой» и «Сеанс. Лица. Рената Литвинова» Алексей Васильев (видеосвязь).

17 ноября, среда
18:15
Вокальные параллели (2005)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Малый зал

18 ноября, четверг
13:50
Вокальные параллели (2005)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
зал VIP2
16:05
Вокальные параллели (2005)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Малый зал

20 ноября, суббота
14:15
Вокальные параллели (2005)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
зал VIP2
22:40
Вокальные параллели (2005)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
зал VIP2

21 ноября, воскресенье
14:00
Вокальные параллели (2005)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Малый зал
16:25
Вокальные параллели (2005)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»,
зал VIP2
22:55
Вокальные параллели (2005)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
зал VIP2

22 ноября, понедельник
22:50
Вокальные параллели (2005)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
зал VIP2

23 ноября, вторник
14:20
Вокальные параллели (2005)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
зал VIP2
20:50
Вокальные параллели (2005)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
зал VIP2

24 ноября, среда
16:00
Вокальные параллели (2005)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
зал VIP2

25 ноября, четверг
12:10
Вокальные параллели (2005)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
зал VIP2
20:35
Вокальные параллели (2005)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
зал VIP2

26 ноября, пятница
14:25
Вокальные параллели (2005)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Малый зал
20:40
Вокальные параллели (2005)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
зал VIP2

28 ноября, воскресенье
16:10
Вокальные параллели (2005)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
зал VIP2

!
Если вы студент профильного кинематографического вуза или факультета, киноколледжа или киношколы или имеете социальные льготы, пожалуйста, узнайте о специальных условиях в кинотеатре «Иллюзион» и забронируйте билет по телефону (495) 915-43-53. Забрать билет необходимо в кассе не позднее, чем за 30 минут до начала сеанса, предъявив соответствующий подтверждающий документ.
Made on
Tilda