A GENTLE CREATURE / UNE FEMME DOUCE
France, Parc Film, Marianne Productions, 1969, 89 minutes
Scriptwriter and director: Robert Bresson
Director of photography: Ghislain Cloquet
Composer: Jean Wiener
Production designer: Pierre Charbonnier
Cast: Dominique Sanda, Guy Frangin, Jeanne Lobre, Claude Ollier, Gilles Sandier, Dorothée Blanck, Jacques Kébadian
Robert Bresson, much admired by Andrei Tarkovsky, is famous primarily for his innovated film language. His films combined the elegantly constructed mise-en-scenes, emphatically laconic intonation, and a detached manner of acting - or rather, the rejection of acting as such, emphasis on reading the text without expression and affectation. He did not consider himself an intellectual (while obviously being one) and boasted that until the age of 17 he had not read books at all, but then fell passionately in love with the works of Proust, Stendhal, Dickens and, of course, Dostoevsky. Bresson admitted in a newspaper interview (“Le Monde”, November 11, 1971) that he would never have dared to transfer to the screen the "great novels" of one of the main Russian writers, but he had enough courage to adapt two novellas by Dostoevsky - "White Nights", which turned into the film "Four Nights of a Dreamer", and "A Gentle Creature". He considered both works rather trifling, which only untied the director’s hands: from there, he could take the ideas that interested him and do with them as he pleased. Therefore, the differences between "A Gentle Creature" and its literary source are not at all surprising. In the book, Dostoevsky's hero embarks on a confessional monologue, a confused and convulsive stream of consciousness, trying to understand what the reason for his wife's desperate act is and where his fault lies. To some extent, he is his own judge and executioner: “…But why she died is still a question. She was frightened of my love, asked herself seriously: to accept or not to accept, and could not bear the question, and would rather die”.
In Bresson’s film, Luc rather dispassionately retells the main events of his far from cloudless family life to an old servant. Her reactions to the story at some point become more important than the confession: for example, when she tells her master that she will leave him after the funeral. But Bresson was always more interested in moral problems, above all theological ones. The plot of the short story is just a pretext for a close-up of the crucifix, which the Gentle Creature looks at a few minutes before the suicide.
Moreover, the Gentle Creature herself, whom we, of course, see in the book only through the eyes of her grief-stricken husband, is depicted in the film in a completely different way. In Dominique Sanda, one can see a lot of things - pride, stubbornness, and self-esteem - but there is not even a hint of her inherent meekness. This can be seen as a kind of rethinking of the literary source: not contempt or pain, but the inner strength of the heroine leads her to the impossibility of living with an unloved person who confessed his love, and the crucifix seems to give her confidence before a desperate step.
The director retains his characteristic restraint of tone, reminding of not even his own previous films, but of Antonioni who glorifies alienation. It is no coincidence that the film contains a scene invented by Bresson - of a family outing to the theater to see “Hamlet” - here, in no uncertain terms, he speaks of his attitude to exaggerated acting, to profanation of feelings. And yet this is one of the most emotional and lively films in his filmography, primarily due to the work of the beginner Dominique Sanda, a former model who next year will appear in Bernardo Bertolucci's “The Conformist”. It seems that the very fervor of her actor’s nature opposed the minimalism of the director’s decisions and gave life to his theological constructs.

Dmitry Karpyuk
Based on the eponymous short story by Fyodor Dostoevsky. The young usurer Luc looks at the body of his wife who threw herself out of the window and tries to understand why she did it. Through a series of flashbacks, the story of their marriage becomes visible: from his marriage proposal to her jump from the balcony. A screen adaptation of the short story by Fyodor Dostoevsky, the action of which was transferred to Paris on the late 1960s.
SHEDULE

November 23, Tuesday
19:30
A Gentle Creature (1969)
The film will be screened in its original language with Russian subtitles.
16+

The film will be presented by journalist Zinaida Pronchenko.
Illuzion Cinema
Big Hall

Made on
Tilda

КРОТКАЯ / UNE FEMME DOUCE
Франция, Parc Film, Marianne Productions, DCP, 1969, 89 минут
Автор сценария и режиссёр: Робер Брессон
Оператор: Гислен Клоке
Композитор: Жан Винер
Художник-постановщик: Пьер Шарбоннье
В ролях: Доминик Санда, Ги Франген, Жанна Лобрэ, Клод Оллье, Жиль Сандье, Доротея Бланк, Жак Кэбадьян
Робер Брессон, перед которым преклонялся Андрей Тарковский, знаменит в первую очередь новаторством своего киноязыка. В его фильмах сочетались изящно выстроенные мизансцены, подчёркнутая лаконичность интонации и отстранённая манера актёрской игры — вернее, отказ от игры как таковой, упор на чтение текста без выражения и аффектированности. Он не считал себя интеллектуалом (при этом, очевидно, им являясь) и хвастал, что до 17 лет вообще не читал книг, но потом страстно полюбил произведения Пруста, Стендаля, Диккенса и, конечно, Достоевского. Брессон признавался в интервью газете(Le Monde, 11 ноября 1971 года), что никогда бы не решился перенести на экран «великие романы» одного из главных русских писателей, однако ему хватило смелости для экранизации двух повестей Федора Михайловича: «Белые ночи», превратившиеся в фильм «Четыре ночи мечтателя», и «Кроткая». Оба произведения он считал довольно пустяковыми, что только развязывало режиссёру руки: оттуда можно было брать интересовавшие его идеи и поступать с ними, как ему вздумается. Поэтому отличия «Кроткой» от литературного первоисточника нисколько не удивляют. Герой Достоевского пускается в книге в исповедальный монолог, сбивчивый и судорожный поток сознания, пытаясь понять, в чём причина отчаянного поступка жены и где здесь его вина. В какой-то мере он сам себе и судья и палач: «…Но для чего она умерла — всё-таки вопрос. Испугалась любви моей, спросила себя серьёзно: принять или не принять, и не вынесла вопроса, и лучше умерла».
У Брессона Люк довольно бесстрастно пересказывает основные события своей далеко не безоблачной семейной жизни старой служанке. Её реакции на рассказ в какой-то момент становятся важнее исповеди — например, когда она сообщает хозяину, что уйдёт от него после похорон. Но Брессона всегда больше интересовали моральные проблемы, причём прежде всего теологического свойства. Сюжет повести лишь предлог для крупного плана распятия, которое за несколько минут до самоубийства разглядывает Кроткая.
Более того, и сама Кроткая, которую мы, конечно, видим в книге лишь глазами убитого горем мужа, в фильме изображена совсем иначе. В образе Доминик Санда видно много всего: гордость, упрямство и чувство собственного достоинства, но нет и намёка на изначально присущую ей кротость. В этом видится некое переосмысление литературного первоисточника: не презрение и не боль, а внутренняя сила героини приводит её к невозможности жить с нелюбимым человеком, признавшимся ей в любви, а распятие как будто придаёт уверенности перед отчаянным шагом.
Режиссёр сохраняет свойственную ему сдержанность тона, напоминая этим даже не свои предыдущие картины, а воспевающего отчуждение Антониони. Неслучайно в фильме есть придуманная Брессоном сцена семейного выхода в театр на «Гамлета» — тут он словно прямым текстом говорит о своём отношении к преувеличенной актёрской игре, к профанации чувств. И всё же это одна из самых эмоциональных и живых картин в его фильмографии — прежде всего из-за работы дебютантки Доминик Санда, бывшей модели, которая на следующий год сыграет в «Конформисте» Бернардо Бертолуччи. Кажется, что сама пылкость её актёрской природы противилась минимализму режиссёрских решений и придала жизнь его теологическим построениям.

Дмитрий Карпюк
кинокритик
Молодой ростовщик Люк смотрит на тело выбросившейся из окна жены и пытается понять, почему она это сделала. Через серию флешбэков становится видна история их брака — от его предложения руки и сердца до её прыжка с балкона. Экранизация одноименной повести Достоевского, действие которой перенесено в Париж конца 1960-х.
РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

23 ноября, вторник
19:30
Кроткая (1969)
Фильм будет показан на языке оригинала с русскими субтитрами.
16+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал
Фильм представит журналист Зинаида Пронченко.

!
Если вы студент профильного кинематографического вуза или факультета, киноколледжа или киношколы или имеете социальные льготы, пожалуйста, узнайте о специальных условиях в кинотеатре «Иллюзион» и забронируйте билет по телефону (495) 915-43-53. Забрать билет необходимо в кассе не позднее, чем за 30 минут до начала сеанса, предъявив соответствующий подтверждающий документ.
Made on
Tilda