TORQUATO TASSO / TORQUATO TASSO
(THE LOVES OF ELEONORA D’ESTE, LIFE AND LOVES OF TORQUATO TASSO / Gli amori di Eleonora d’Este, Vita e amori di Torquato Tasso)
Italy, Savoia Film, 1914, 45 minutes
Reconstructed and restored by Gosfilmofond. DCP
Director: Roberto Danesi
Cast: Mario Roncoroni (Torquato Tasso), Sigurd Trier
Produced by another major Turin film company, Savoia Film, the 1914 “Torquato Tasso” was directed by Roberto Danesi, who is remembered today as one of the co-directors of the most important lost Italian film, “Lost in the Dark” (“Sperduti nel buio”), made in the same year. Danesi himself died at war a year later. Mario Roncoroni, who will co-direct the 1924 film “The Ship”, plays the lead.
Filming took place in the same places where Tasso lived: the castle and the lunatic asylum in Ferrara and the real church of Sant’Onofrio al Gianicolo in Rome.
The film received mixed reviews: some critics praised the dramatic moments and the accuracy of the reconstruction of the scene, while others criticized, for example, the too curvy forms of the “second” Eleanora, which distracted the viewer's attention, filling two-thirds of the screen.
The digital reconstruction process was extremely complex. At the Gosfilmofond collection, the film has been preserved only fragmentarily. The starting point was two reels of quite worn-out colored nitrate film copy without a single intertitle, which for a long time had been kept under the wrong title. Another black-and-white triacetate fragment of the film was found under the inventory title “Fragment of a Historical Melodrama”, which contained the only pre-revolutionary intertitle. Finally, a two-minute black and white triacetate fragment (45 meters) was found spliced between the episodes of “Jerusalem Delivered” (1911). The found fragments of the film do not duplicate each other. How and why the film had become divided in this way is unclear, but it is known that all the film materials came from VGIK. About 70-80% of the original film has survived.
All materials were scanned at 2K, basic work on image stabilization and cleaning was carried out. It was possible to reconstruct the narrative using a detailed advertising synopsis published in German by Savoia Film (this material was kindly provided by the Deutsche Kinemathek). Further steps to restore the correct sequence of the plot development and intertitles were taken using a set of 28 original postcards, each with its own title (courtesy of the National Film Museum of Turin). Thanks to them, it was possible to establish the correct orientation of the image of the nitrate positive fragments of the film.
The Gosfilmofond archivists, with the participation of specialists from foreign film archives, have returned this unique film to the viewer and its first screening is one of the most important events of the festival.

Tamara Shvedyuk
At the Ferrara court, the poet Torquato Tasso meets two court ladies: Eleanora d’Este, the sister of Duke Alfonso II, with whom he soon falls in love, and Eleanora, Countess of Scandiano, one of the court’s ladies-in-waiting. The latter, having been rejected by the poet, enters into a conspiracy against Tasso.
SHEDULE

November 17, Wednesday
16:30
Judith and Holofernes (1909)
Torquato Tasso (1909)
Torquato Tasso (1914)
Jerusalem Delivered (1911)
12+

The films will be presented by art critic of the State Film Fund (Gosfilmofond) Tamara Shvedyuk.
Video message from Federico Striuli, silent film historian, curator, PhD.
Illuzion Cinema
Big Hall

November 18, Thursday
19:35
Judith and Holofernes (1909)
Torquato Tasso (1909)
Torquato Tasso (1914)
Jerusalem Delivered (1911)
12+

Video message from Federico Striuli, silent film historian, curator, PhD.
Illuzion Cinema
Small Hall

November 26, Friday
15:15
Judith and Holofernes (1909)
Torquato Tasso (1909)
Torquato Tasso (1914)
Jerusalem Delivered (1911)
12+

The films will be presented by art critic of the State Film Fund (Gosfilmofond) Tamara Shvedyuk.
Video message from Federico Striuli, silent film historian, curator, PhD.
Illuzion Cinema
Big Hall

November 28, Sunday
22:15
Judith and Holofernes (1909)
Torquato Tasso (1909)
Torquato Tasso (1914)
Jerusalem Delivered (1911)
12+

Video message from Federico Striuli, silent film historian, curator, PhD.
Illuzion Cinema
Small Hall

Made on
Tilda

ТОРКВАТО ТАССО / TORQUATO TASSO
(Gli amori di Eleonora d’Este, Vita e amori di Torquato Tasso)
Италия, Savoia Film, 1914, 45 минут
Реконструкция и реставрация Госфильмофонда. DCP
Режиссёр: Роберто Данези
В ролях: Марио Ронкорони, Сигурд Трир
Спродюсированный ещё одной крупной кинокомпанией Турина Savoia Film «Торквато Тассо» 1914 года был снят Роберто Данези, которого сегодня помнят как одного из сорежиссёров самого важного несохранившегося итальянского фильма «Потерянные в темноте» (Sperduti nel buio), созданного в том же году. Сам Данези погиб на войне годом позже. Марио Ронкорони, который в 1924 году будет сорежиссёром фильма «Корабль», играет главную роль.
Съёмки проходили в тех же местах, где жил Тассо: в замке и сумасшедшем доме в Ферраре и настоящей церкви Сант-Онофрио-аль-Джаниколо в Риме.
Фильм получил неоднозначные отзывы критиков: одни хвалили драматические моменты и точность реконструкции места действия, другие критиковали, например, слишком пышные формы «второй» Элеоноры, которые отвлекали внимание зрителя, заполняя две трети экрана.
Цифровая реконструкция была крайне сложной. В архиве Госфильмофонда фильм сохранился фрагментарно. Отправной точкой стали две бобины весьма изношенной окрашенной нитроплёнки без единого интертитра, долгое время хранившиеся под неверным названием. Ещё один чёрно-белый триацетатный фрагмент фильма был найден под инвентарным названием «Фрагмент исторической мелодрамы», в котором содержался единственный дореволюционный интертитр. И наконец, двухминутный чёрно-белый триацетатный фрагмент (45 метров) был найден вклеенным между эпизодами «Освобождённого Иерусалима» (1911). Найденные фрагменты фильма не дублируют друг друга. По какой причине фильм оказался разделен — неясно, но известно, что все фильмовые материалы поступили из ВГИКа. Сохранилось около 70–80% оригинального фильма.
Все материалы были отсканированы в формате 2K, были выполнены основные работы по стабилизации и очистке изображения. Восстановить последовательность повествования удалось, используя подробный рекламный синопсис, опубликованный на немецком языке компанией Savoia Film (материал был любезно предоставлен Немецкой синематекой). Дальнейшие шаги по восстановлению порядка развертывания сюжета и интертитров были сделаны с помощью набора из 28 оригинальных открыток, каждая из которых имеет свой собственный заголовок (были любезно предоставлены Национальным музеем кино Турина), — именно благодаря им удалось установить правильную ориентацию изображения нитропозитивных фрагментов фильма.
Сотрудники Госфильмофонда при участии специалистов иностранных синематек сегодня вернули этот уникальный фильм зрителю, и первый его показ — одно из важнейших событий фестиваля.

Тамара Шведюк
старший искусствовед Госфильмофонда России
При дворе герцога Феррары поэт Торквато Тассо знакомится с двумя придворными дамами: Элеонорой д’Эсте, сестрой герцога Альфонсо II, в которую вскоре влюбляется, и Элеонорой Скандиано, одной из фрейлин двора. Последняя, будучи отвергнутой, вступает в заговор против Тассо. Драма об итальянском поэте, снятая в местах, где он провел свою жизнь.
РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

17 ноября, среда
16:30
Юдифь и Олоферн (1909)
Торквато Тассо (1909)
Торквато Тассо (1914)
Освобождённый Иерусалим (1911)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал
Фильмы представит искусствовед Госфильмофонда Тамара Шведюк.
Видеообращение Федерико Стриули, историка немого кино, куратора, доктора философии (PhD).

18 ноября, четверг
19:35
Юдифь и Олоферн (1909)
Торквато Тассо (1909)
Торквато Тассо (1914)
Освобождённый Иерусалим (1911)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Малый зал
Видеообращение Федерико Стриули, историка немого кино, куратора, доктора философии (PhD).

26 ноября, пятница
15:15
Юдифь и Олоферн (1909)
Торквато Тассо (1909)
Торквато Тассо (1914)
Освобождённый Иерусалим (1911)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал
Фильмы представит искусствовед Госфильмофонда Тамара Шведюк.
Видеообращение Федерико Стриули, историка немого кино, куратора, доктора философии (PhD).

28 ноября, воскресенье
22:15
Юдифь и Олоферн (1909)
Торквато Тассо (1909)
Торквато Тассо (1914)
Освобождённый Иерусалим (1911)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Малый зал
Видеообращение Федерико Стриули, историка немого кино, куратора, доктора философии (PhD).

!
Если вы студент профильного кинематографического вуза или факультета, киноколледжа или киношколы или имеете социальные льготы, пожалуйста, узнайте о специальных условиях в кинотеатре «Иллюзион» и забронируйте билет по телефону (495) 915-43-53. Забрать билет необходимо в кассе не позднее, чем за 30 минут до начала сеанса, предъявив соответствующий подтверждающий документ.
Made on
Tilda