TORQUATO TASSO / TORQUATO TASSO
Italy, S. A. Ambrosio, 1909, 13 minutes
Restored by Gosfilmofond. DCP
Director: Luigi Maggi (?), Roberto Omegna (?)
Director of photography: Giovanni Vitrotti
Cast: Luigi Maggi (Torquato Tasso); Mary Cleo Tarlarini, Alberto A. Capozzi, Mario Voller-Buzzi, Oreste Grandi, Serafino Vite, Ernesto Vaser, Ercole Vaser, Mirra Principi (?)
Torquato Tasso (1544-1595) is an important figure in the history of Italian literature, a poet and playwright who gained posthumous fame because of his heroic poem “Jerusalem Delivered”. He spent more than 20 years creating this epic work about the clash between Christians and Muslims during the First Crusade up to the Christian conquest of Jerusalem.
Italian cinema of the late 1900s-early 1910s drew plots from national history, including the works by Torquato Tasso. In addition to the almost unknown 1911 Italian screen adaptation of the play “Aminta” directed by Giuseppe Berardi for Helios Film, during the silent film era, the poet's biography and his famous masterpiece formed the basis of four films: “Torquato Tasso” (1909), “Torquato Tasso” (1914), “Jerusalem Delivered” (1911), and “Jerusalem Delivered” (1918).
Until recently, only the 1918 "Jerusalem Delivered" was considered extant, but as a result of research, three more films were attributed. All of them, partially or completely, have been preserved in the Gosfilmofond archives.
The first film about the life of Torquato Tasso was produced by Società Anonima Ambrosio, Turin’s leading film studio. Sources differ as to who was its the director: Luigi Maggi (Italian actor and silent film director who also played the role of Tasso) or Roberto Omegna (an Ambrosio partner since its inception, who was mainly in charge of in producing newsreels).
The archive of the Gosfilmofond of Russia contains a black-and-white triacetate intermediate negative and a positive copy of the film. The source for the intermediate negative was a nitrate positive copy that was subject to hydrolysis (and for this reason was subsequently disposed of). The film, like “Judith and Holofernes”, was acquired by Gosfilmofond in 1967 from the collection of the pre-revolutionary distributor Sergei Osipov. The one-part film (most likely still a nitrate positive copy) was divided into two reels and kept under the provisional title "The First Minutes of Tasso’s Madness", taken from the first intertitle of the second reel. Despite all of the above, the copy is complete and corresponds to the original.
The film was scanned at 2K. Stabilization, cleaning, and elimination of image flickering were performed. A high-quality DCP copy is currently available for screening in film theaters and may be included in curated programs and screenings of archival films.

Tamara Shvedyuk
Invited by Duke Alfonso II to the court of Ferrara to read his poems, the poet Torquato Tasso finds himself at the center of court intrigue because of his secret love for the Duke’s sister, Eleanora d’Este.
SHEDULE

November 17, Wednesday
16:30
Judith and Holofernes (1909)
Torquato Tasso (1909)
Torquato Tasso (1914)
Jerusalem Delivered (1911)
12+

The films will be presented by art critic of the State Film Fund (Gosfilmofond) Tamara Shvedyuk.
Video message from Federico Striuli, silent film historian, curator, PhD.
Illuzion Cinema
Big Hall

November 18, Thursday
19:35
Judith and Holofernes (1909)
Torquato Tasso (1909)
Torquato Tasso (1914)
Jerusalem Delivered (1911)
12+

Video message from Federico Striuli, silent film historian, curator, PhD.
Illuzion Cinema
Small Hall

November 26, Friday
15:15
Judith and Holofernes (1909)
Torquato Tasso (1909)
Torquato Tasso (1914)
Jerusalem Delivered (1911)
12+

The films will be presented by art critic of the State Film Fund (Gosfilmofond) Tamara Shvedyuk.
Video message from Federico Striuli, silent film historian, curator, PhD.
Illuzion Cinema
Big Hall

November 28, Sunday
22:15
Judith and Holofernes (1909)
Torquato Tasso (1909)
Torquato Tasso (1914)
Jerusalem Delivered (1911)
12+

Video message from Federico Striuli, silent film historian, curator, PhD.
Illuzion Cinema
Small Hall

Made on
Tilda

ТОРКВАТО ТАССО / TORQUATO TASSO
Италия, S. A. Ambrosio, 1909, 13 минут
Реставрация Госфильмофонда. DCP
Режиссёр: Луиджи Маджи (?), Роберто Оменья (?)
Оператор: Джованни Витротти
В ролях: Луиджи Маджи, Мари Клео Тарларини, Альберто А. Капоцци, Марио Воллер Буцци, Оресте Гранди, Серафино Вите, Эрнесто Вазер, Эрколе Вазер, Мирра Принципи (?)
Торквато Тассо (1544–1595) — значимая фигура в истории итальянской литературы, поэт и драматург, посмертную славу он приобрёл благодаря героической поэме «Освобождённый Иерусалим». Это эпическое произведение о столкновении христиан и мусульман во время Первого крестового похода вплоть до христианского завоевания Иерусалима создавалось им более 20 лет.
Итальянский кинематограф конца 1900-х — начала 1910-х годов черпает сюжеты в национальной истории, в том числе из произведений, изложенных Торквато Тассо. Помимо почти неизвестной итальянской экранизации 1911 года, пьесы «Аминта» режиссёра Джузеппе Берарди для Helios Film, в эпоху немого кино биография поэта и его знаменитый шедевр легли в основу четырёх кинопроизведений: «Торквато Тассо» (1909), «Торквато Тассо» (1914), «Освобождённый Иерусалим» (1911) и «Освобождённый Иерусалим» (1918).
До недавних пор лишь «Освобождённый Иерусалим» 1918 года считался сохранившимся, но в результате исследовательской работы были атрибутированы ещё три фильма. Все они, частично или полностью, сохранились в архиве Госфильмофонда России.
Первый фильм, рассказывающий о жизни Торквато Тассо, выпустила Società Anonima Ambrosio, ведущая киностудия Турина. Источники расходятся в том, кто является режиссёром: Луиджи Маджи (итальянский актёр и режиссёр немого кино, также исполнивший роль Тассо) либо Роберто Оменья (партнёр компании Ambrosio с момента её основания, занимавшийся преимущественно хроникой).
В архиве Госфильмофонда России хранятся чёрно-белый триацетатный контратип и позитив фильма. Исходником для контратипа послужил подверженный гидролизу нитропозитив (по этой причине впоследствии смытый). Фильм, так же как и «Юдифь и Олоферн», поступил в Госфильмофонд в 1967 году из коллекции дореволюционного прокатчика Сергея Ивановича Осипова. Одночастёвый фильм (вероятнее всего, ещё нитропозитив) был разделен на две бобины и хранился под условным названием «Первые минуты безумия Тассо», взятым из первого интертитра второй бобины. Несмотря на всё вышеперечисленное, копия полная и соответствует оригиналу. Фильм был отсканирован в разрешении 2К. Были произведены стабилизация, чистка, устранение мерцания изображения. В настоящее время качественная DCP-копия доступна для показа в кинотеатрах и может быть включена в кураторские программы и серии архивных показов.

Тамара Шведюк
старший искусствовед Госфильмофонда России
Приглашённый герцогом Альфонсо II ко двору Феррары для чтения своих стихов Торквато Тассо оказывается в центре придворных интриг из-за его тайной любви к сестре герцога Элеоноре д’Эсте. Первый в истории кино фильм, основанный на жизни знаменитого итальянского поэта.
РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

17 ноября, среда
16:30
Юдифь и Олоферн (1909)
Торквато Тассо (1909)
Торквато Тассо (1914)
Освобождённый Иерусалим (1911)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал
Фильмы представит искусствовед Госфильмофонда Тамара Шведюк.
Видеообращение Федерико Стриули, историка немого кино, куратора, доктора философии (PhD).

18 ноября, четверг
19:35
Юдифь и Олоферн (1909)
Торквато Тассо (1909)
Торквато Тассо (1914)
Освобождённый Иерусалим (1911)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Малый зал
Видеообращение Федерико Стриули, историка немого кино, куратора, доктора философии (PhD).

26 ноября, пятница
15:15
Юдифь и Олоферн (1909)
Торквато Тассо (1909)
Торквато Тассо (1914)
Освобождённый Иерусалим (1911)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал
Фильмы представит искусствовед Госфильмофонда Тамара Шведюк.
Видеообращение Федерико Стриули, историка немого кино, куратора, доктора философии (PhD).

28 ноября, воскресенье
22:15
Юдифь и Олоферн (1909)
Торквато Тассо (1909)
Торквато Тассо (1914)
Освобождённый Иерусалим (1911)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Малый зал
Видеообращение Федерико Стриули, историка немого кино, куратора, доктора философии (PhD).

!
Если вы студент профильного кинематографического вуза или факультета, киноколледжа или киношколы или имеете социальные льготы, пожалуйста, узнайте о специальных условиях в кинотеатре «Иллюзион» и забронируйте билет по телефону (495) 915-43-53. Забрать билет необходимо в кассе не позднее, чем за 30 минут до начала сеанса, предъявив соответствующий подтверждающий документ.
Made on
Tilda