PREMIERE / PREMIERE
Austria, Gloria-Film, 1937, 72 minutes
Scriptwriter: Max Wallner
Director: Géza von Bolváry
Director of photography: Franz Planer
Cast: Zarah Leander, Karl Martell, Attila Hörbiger, Johanna Terwin, Theo Lingen, Maria Bard, Karl Günther
Géza von Bolváry, a career military man from Budapest, after the First World War, devotes himself to cinema, first as an actor, later as a director. He participated in over one hundred musicals and operettas. He is one of the most prolific directors working in these genres (two to six films a year - first at home in Hungary, then in France, Great Britain, Germany, and Austria). Remakes of Bolváry’s films were shot in various languages ​​and sometimes overshadowed the success of the originals. “Top Hat” (1935) with Fred Astaire, for example, is a version of his German-Hungarian film “Romance in Budapest” (1933).
The surname prefix proudly changes in the credits from "von" to "de" depending on the country of the film’s production. Bolváry is international and apolitical. He is interested not in ideological, but in aesthetic issues, and he always strives to entertain. And this is what a defeated Europe needs. Love and songs are for then women who have accepted the fact that because of the losses of the First World War, many of them will never marry - there is no one to marry. Adventures are for the men who do not want to take up arms again.
Austrian cinema before the Anschluss was primarily a multinational phenomenon. Historically, people from the former Austro-Hungarian lands worked in Vienna. And if European cinema struggled with the screen dominance of Hollywood, Austrian directors dreamed of their own "dream factory" (but one more complex and more intelligent - entertaining Europeans is not an easy task). On-screen Vienna of the 1930s is far from the real capital of the Habsburgs. It appears in films in the role of not a city, but an event: a ball or a carnival. To become a “Wiener film”, it is enough to be “made in Vienna”, it is enough to carry the holiday mood and the supranational spirit of the city.
"Premiere" is the director’s second Austrian film, which became an embodiment of Vienna’s dream of Hollywood. It is the revue with choreographic "fountains" and "kaleidoscopes" in the spirit of Busby Berkeley. It is the set design by Emil Hasler, the art director for “The Blue Angel”, “Diary of a Lost Girl”, “M”, and “Pygmalion”, as well as many operettas. Finally, it is the songs that gave the world Zarah Leander, beloved and rejected by the Third Reich.
Bolváry is not famous for his style. His films are partly glamorous, partly rough, and he also loves to mix dissimilar genres, while simultaneously using the spectacle of the musical and the narrative sophistication of the detective. A musical is an extravaganza without end or beginning, and it does not matter why everyone sings and dances: it is a pure spectacle. In a detective story, everything requires explanations and proofs, and, most importantly, an answer to the question: "Who is the killer?" "Premiere" is a detective musical.
The director starts from the Hollywood “plot scheme”. The premiere might flop because of the moods of the prima. An unknown person shoots the financier Reinhold. And the lanky Theo Lingen as the director, throwing up his hands, shouts: "The police are in charge of the revue!" (incidentally, the credits indicate that "the film was made with the support of the Vienna police"). The dazzling concert is repeatedly interrupted by the ubiquitous detectives with their interrogations and searches, but the show will go on anyway.
Géza von Bolváry deliberately refrains from analyzing contemporary problems; he is not interested in psychology. He sees only the rectangle of the screen and thinks in genre constructions. He is even accused of this on the pages of “Sight and Sound”: “This is as evident an example as one may get of the film worked out strictly according to a skeleton-formula. Moreover, the skeleton’s bones wear at times only the meagrest covering of flesh, so that they are apt to become visible to the eye almost in their pristine nakedness” (Vesselo A. Sacha Guitry and the Rest // Sight and Sound. 1937. 6:3, P. 143). One thing is for sure: Bolváry revels in the beauty of the "skeleton" itself, that is why he does not consider it necessary to cover its nakedness.
Making films in Vienna for only a couple of years, he “fits” into the Austrian cinema, which strives to become a Hollywood one. World War I still casts a shadow. Many admit: "This is not peace, this is a ceasefire for 20 years." But Bolváry, despite everyone, makes films not about the pre-war world, or the world between the two wars, but about a world where war cannot be imagined. It is a different genre.

Viktoria Elizarova
Preparations for a grand revue are in full swing at a theater. The premiere performance is on the verge of coming apart – there is a murder in the theater. The police are trying to find the culprit, getting underfoot of the actors and stage workers.
SHEDULE

November 26, Friday
17:20
Premiere (1937)
The film will be screened in its original language with Russian subtitles. Film 35 mm.
12+

The film will be presented by art critic of the State Film Fund (Gosfilmofond) Victoria Elizarova.
Illuzion Cinema
Big Hall

November 27, Saturday
16:20
Premiere (1937)
The film will be screened in its original language with Russian subtitles.
12+
Illuzion Cinema
Small Hall

Made on
Tilda

ПРЕМЬЕРА / PREMIERE
Австрия, Gloria-Film, 1937, 72 минуты
Автор сценария: Макс Валлнер
Режиссёр: Геза фон Больвари
Оператор: Франц Планер
В ролях: Зара Леандер, Карл Мартелл, Аттила Хёрбигер, Иоганна Тервин, Тео Линген, Мария Бард, Карл Гюнтер
Геза фон Больвари, кадровый военный родом из Будапешта, после Первой мировой посвящает себя кинематографу, сначала как актёр, позже как режиссёр. Он принял участие более чем в ста мюзиклах и опереттах. Он один из самых плодовитых режиссёров, работавших в этих жанрах (от двух до шести картин в год — на родине, в Венгрии, затем во Франции, Великобритании, Германии, Австрии). На фильмы Больвари на разных языках снимались ремейки, которые порой затмевали успех оригинала. «Цилиндр» (1935) с Фредом Астером, например, является вариантом его немецко-венгерского «Скандала в Будапеште» (1933).
Фамильная приставка с гордостью меняется в титрах с von на de в зависимости от страны производства фильма. Больвари интернационален и аполитичен. Его занимают не идеологические, а эстетические вопросы, и он всегда стремится развлекать. А это то, что нужно разбитой Европе. Любовь и песни — для женщин, принявших тот факт, что из-за потерь Первой мировой многие из них никогда не выйдут замуж — не за кого. Авантюры — для мужчин, не желающих вновь браться за оружие.
Австрийский кинематограф до аншлюса был прежде всего многонациональным явлением. В Вене, так сложилось исторически, работали выходцы из бывших австро-венгерских земель. И если европейский кинематограф боролся с господством Голливуда на экране, австрийские режиссёры мечтали о собственной «фабрике грёз» (но сложнее и интеллектуальнее: развлекать европейцев — задача непростая). Экранная Вена 1930-х далека от реальной столицы Габсбургов. Она в фильмах в роли не города, но события — бала, карнавала. Для того чтобы стать «венским», фильму достаточно быть «сделанным в Вене», достаточно нести в себе настроение праздника и наднациональный дух города.
«Премьера» — вторая австрийская картина режиссёра — стала воплощённой мечтой Вены о Голливуде. Это ревю с хореографическими «фонтанами» и «калейдоскопами», в духе Басби Беркли. Это сценография Эмиля Хаслера, художника «Голубого Ангела», «Дневника падшей», «М», «Пигмалиона», а также многих оперетт. Наконец, это песни, подарившие миру Зару Леандер, любимую Третьим рейхом и им же отвергнутую. Больвари не славится стилем. Его фильмы отчасти гламурны, отчасти грубы, а ещё он любит смешивать непохожие жанры, одновременно используя зрелищность мюзикла и драматургическую изощрённость детектива. Мюзикл — феерия без конца и начала, и неважно, почему все поют и танцуют, это чистое зрелище. В детективе всему требуются объяснения и доказательства и, главное, ответ на вопрос: «Кто убийца?». «Премьера» — детективный мюзикл.
Режиссёр отталкивается от голливудской «сюжетной схемы». Премьера, неровен час, сорвётся из-за капризов примы. Неизвестный стреляет в финансиста Рэйнольда. И долговязый Тео Линген в роли режиссёра, вскинув руки, кричит: «Ревю руководит полиция!» (кстати, в титрах указано, что «фильм сделан при поддержке венской полиции»). Ослепительный концерт то и дело прерывают вездесущие детективы с допросами и досмотрами, но шоу всё равно будет продолжаться.
Геза фон Больвари нарочито воздерживается от анализа современных проблем, его не интересует психология. Он видит только прямоугольник экрана и мыслит жанровыми схемами. На страницах Sight and Sound его в этом даже обвиняют: «Это очевидный пример фильма, сделанного по скелету. Более того, кости скупо прикрыты плотью, так, что они склонны открываться глазу в своей первозданной наготе» (Vesselo A. Sasha Guitry and the Rest / A. Vesselo // Sight and Sound.— 1937.— Vol. 6.— No. 3.— P. 143). Очевидно одно: Больвари упивается красотой самого «скелета», от этого и прикрывать его наготу не считает нужным.
Снимая в Вене всего пару лет, он «встраивается» в австрийский кинематограф, стремившийся стать голливудским. Первая мировая всё ещё отбрасывает тень. Многие признают: «Это не мир, это перемирие на 20 лет». Больвари же наперекор всем ставит фильмы не о довоенном мире, или мире между двух войн, но о мире, где войну нельзя придумать. Жанр не тот.

Виктория Елизарова
старший искусствовед Госфильмофонда России
В театре полным ходом идёт подготовка к грандиозному ревю. Премьерный показ представления на грани срыва - в театре происходит убийство. Полиция пытается найти виновного, путаясь под ногами у артистов и рабочих сцены. Зрелищный детективный мюзикл с блистательной Зарой Леандер.
РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

26 ноября, пятница
17:20
Премьера (1937)
Фильм будет показан на языке оригинала с русскими субтитрами. Плёнка 35 мм.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал
Фильм представит искусствовед Госфильмофонда Виктория Елизарова.

27 ноября, суббота
16:20
Премьера (1937)
Фильм будет показан на языке оригинала с русскими субтитрами.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Малый зал

!
Если вы студент профильного кинематографического вуза или факультета, киноколледжа или киношколы или имеете социальные льготы, пожалуйста, узнайте о специальных условиях в кинотеатре «Иллюзион» и забронируйте билет по телефону (495) 915-43-53. Забрать билет необходимо в кассе не позднее, чем за 30 минут до начала сеанса, предъявив соответствующий подтверждающий документ.
Made on
Tilda