ПОВЕСТЬ ПЛАМЕННЫХ ЛЕТ
СССР, «Мосфильм», 1960, 70 мм, 105 минут
Автор сценария: Александр Довженко
Режиссёр: Юлия Солнцева
В ролях: Борис Андреев, Сергей Лукьянов, Василий Меркурьев, Николай Винграновский, Светлана Жгун, Михаил Майоров, Зинаида Кириенко, Борис Бибиков, Волдемар Акуратерс, Владимир Зельдин, Борис Новиков, Евгений Бондаренко, Александр Романенко
«Кино почти у всех кинематографистов узко и одноглазо. Довженко когда-то хотел создать театр с круглой сценой или круглым экраном. Эйзенштейн бесконечно углубил экран. Довженко его раздвинул», — киновед Виктор Шкловский, многолетний собеседник мастера, пишет это ещё в 1938-м и знает, о чём говорит (Шкловский В. «Щорс» А. Довженко / В. Шкловский // Кино. — 1938. — 5 мая).
Довженко, автор «Земли» (1930), одержим идеей вместить в рамки кадра всю планету. В буквальном смысле. «Земной шар вращался в международном пространстве. Дымила планета от Нордкапа до Чёрного моря, а над её идеальной сферой сновали самолёты, извергая из своих черев тысячи бомб», — таким ему видится в сценарии «Повесть пламенных лет» один из первых кадров будущего фильма (Довженко А. Повесть пламенных лет: сценарий // Собр. соч. : в 4 т. / А. Довженко. — М.: Искусство, 1967. — Т. 2. — С. 260).
Поэтому вполне закономерно, что, завершив прерванную смертью Довженко работу над фильмом «Поэма о море», верная памяти мужа Юлия Солнцева берёт в качестве основы для первого советского широкоформатного фильма этот его сценарий 1945 года.
В 1960-м «Повесть пламенных лет» — зрелище архаичное и новаторское одновременно. Плакатность, типичная для советского кино военных лет, очевидна. Тем более что Солнцева старается удерживать кинематограф Довженко в рамках соцреализма. Меж тем как формат и стереозвук передают масштаб исторического катаклизма с наглядностью, которой кино о Второй мировой войне ещё не знало.
Западные батальные суперколоссы с многотысячными массовками появятся позже. На родине фильм получает преимущественно официальное одобрение, придающее восхищённым отзывам, принадлежащим в основном ровесникам Довженко, несколько казённый оттенок — недаром Шкловский свою восторженную рецензию в итоговый сборник «За 60 лет» всё же не включил. И подлинным культурным событием на фоне «Журавлей…», «Баллады о солдате», «Судьбы человека» ни для кинематографистов, ни тем более для массового зрителя «Повесть пламенных лет» не становится. Её отвлечённость от реалий войны во имя идеальной — на века — версии слишком напоминает о «Падении Берлина». Но именно эта условность в качестве едва ли не экзотики оказывается притягательной с точки зрения западного киносообщества.
Чрезвычайно показателен написанный по свежим впечатлениям с Каннского кинофестиваля отзыв критика Les Cahiers du Cinéma Жана Душе: «“Повесть пламенных лет” возвращает нас на десять лет назад. Казалось бы, мы вернулись к прекрасной сталинской эпохе, к её монолитным героям. Острая чувствительность Юлии Солнцевой умудряется сделать картину красивой, словно выполненной в жанре олеографии. Даже плохой вкус заряжается эмоциональной силой, которая всем обязана эстетике. Реальное не востребовано. Наоборот, всё направлено на его преображение. То, что есть, превращается в нечто иное, в непрерывную метаморфозу. Движения камеры, композиция кадра, режиссура актёрской игры меньше стремится, в конечном счете, проникнуть в жизнь, чем возвеличить её в её чистом облике».

Евгений Марголит
историк кино, главный искусствовед Госфильмофонда России

Колхозник с Приднепровья Иван Орлюк уходит на войну солдатом, доходит до Берлина и, вернувшись в родной дом, проводит первый сев на освобождённой им украинской земле. Хроника Великой Отечественной войны, превращённая в поэтический эпос.
РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

15 ноября, понедельник
19:00
Повесть пламенных лет (1960)
12+
Кинотеатр
«Москино Космос»

Фильм представит киновед Евгений Марголит.

!
Если вы студент профильного кинематографического вуза или факультета, киноколледжа или киношколы или имеете социальные льготы, пожалуйста, узнайте о специальных условиях в кинотеатре «Иллюзион» и забронируйте билет по телефону (495) 915-43-53. Забрать билет необходимо в кассе не позднее, чем за 30 минут до начала сеанса, предъявив соответствующий подтверждающий документ.
Made on
Tilda