Появление двойников на экране уводит вглубь истории кино. Уже в отзыве на фильм «Пражский студент» (1913) Стеллана Рюэ кинокритик Вилли Хаас писал, что двойничество — это «воистину демоническая, воистину духовная проблема кино: проблема проблем кинематографа».
Наша программа отсылает не к карнавальному представлению о двойнике, когда «королём объявляется шут, епископом — сквернослов и богохульник, верх становится низом, а голова — задом…» (С. П. Гурин о концепции карнавала М. М. Бахтина). В центре нашего внимания Doppelgänger, двойник, воплощающий тёмную, вытесненную сторону личности, наделённую автономным существованием.
Впервые такое понимание двойника было заявлено немецкими романтиками, а в кинематографе нашло отражение в эпоху экспрессионизма, позже став частью массового, главным образом голливудского кино. Двойников в кино, по мысли киноведа Пола Коутса, можно поделить на две основные группы: двойник может быть скрыт внутри героя, как в фильме Альфреда Хичкока «Психо», или же спроецирован вовне; во втором случае мир фильма становится фантастическим — именно второй аспект проблемы иллюстрируют картины, включённые в нашу программу.