1920-е годы — знаменитая эпоха советского киноавангарда. Среди новаторов — Кулешов, Эйзенштейн, Пудовкин, Вертов, Довженко, Эрмлер, Козинцев и Трауберг — все очень молодые люди. Но одновременно снимают и режиссёры, которые начинали работать еще в 1910-е годы, в ателье А. Ханжонкова, торговых домах И. Ермольева, П. Тимана и Ф. Рейнгардта, и которые в новом советском мире в одночасье превратились в «бывших людей». К их картинам критики относились пренебрежительно — как к призраку отжившего прошлого. Их называли «традиционалистами», «консерваторами», бесталанными протаскивателями устаревших форм.
Современные киноведы относятся к ним доброжелательнее, указывая на точки соприкосновения с авангардной киномолодёжью. После революции в советском кинематографе продолжили работу Александр Пантелеев, Владимир Гардин, Яков Протазанов, Юрий Желябужский, Александр Разумный, Чеслав Сабинский, Вячеслав Висковский, Владимир Касьянов, Михаил Вернер, Амо Бек-Назаров, Александр Ивановский, Борис Чайковский, Иван Худолеев, Петр Чардынин, Ольга Преображенская.
Более сотни режиссёров, операторов, художников, актёров оказались в новой реальности, и, хотя их в истории кино затмили дерзкие молодые люди, именно дореволюционные кинематографисты во многом определяли лицо массового зрительского кино 1920-х. Они снимали агитфильмы, культурфильмы, мелодрамы и исторические драмы. Положение их всегда было двойственным, сомнительным, отягощенным грузом «буржуазного» прошлого.