V МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИВНЫХ ФИЛЬМОВ
ПЕРСОНА.
А.П. ЧЕХОВ
Сергей Огудов, Кирилл Власкин
главные искусствоведы аналитического департамента
Госфильмофонда России

Сергей Каптерев
старший научный сотрудник ВГИК имени С. Герасимова
Избегая в своём творчестве прямого авторского комментария, тяготея не к «рассказу», а к «показу» событий, Чехов создавал тексты, которые вслед за Умберто Эко можно назвать «машинами для порождения интерпретаций».

В нашей программе представлена широкая историческая панорама киноадаптаций: от первых постреволюционных лент — до кинематографа «перестройки». Разные по стилю и художественному уровню, они позволяют проследить, как отечественный кинематограф осваивал творчество Чехова.

Произведения Чехова предшествовали эпохе кино и предвосхищали его возможности. Театровед Владимир Волькенштейн отмечал, что подтекст, заложенный в поведении чеховских персонажей, — важный источник развития «мимодрамы» в звуковом кино. Выход за пределы привычных для театра форм диалога, отсутствие у персонажей общего языка, побуждающее их фокусироваться на отдельных репликах, тоже предугадывает возможности кино — слово в таких случаях не предмет изображения, а «один из множества элементов в „реке жизни“» (Л. Бушканец).

Зритель нашего фестиваля сможет увидеть как известные, так и ныне забытые экранизации Чехова: несколько сохранившихся фрагментов полнометражного фильма «Драма на охоте» Чеслава Сабинского, тихую, очаровательную «Каштанку» Ольги Преображенской, снятую в 1920-е, в эпоху авангардных экспериментов (копия «Каштанки» была передана в Госфильмофонд Чешским Национальным киноархивом). Из чеховских хитов в программу включены картины Исидора Анненского «Свадьба» и «Медведь» (одни из наиболее удачных экранизаций классика) и «Дама с собачкой» Иосифа Хейфица. «Медведь» и шедевр Хейфица были недавно отреставрированы в нашем архиве. В ретроспективу вошло и самое необычное переложение Чехова на язык кино — фильм-балет «Анюта», впитавший в себя литературу, музыку и театр.
Читать далее...
В отдельный киносеанс для детей выделены советские мультфильмы по мотивам рассказов великого писателя.

Конечно, главный жанр в его творчестве — это короткий рассказ, и бóльшая часть фильмов нашей ретроспективы — короткометражные, в том числе киноальманахи «Три рассказа Чехова» и «Семейное счастье».

Покажем мы и малоизвестные широкому зрителю вгиковские фильмы. Чехов самый популярный из экранизируемых во ВГИКе писателей, формат его рассказов как нельзя лучше подходит для студенческих короткометражек. Именно классическая фраза Чехова «Краткость — сестра таланта» определяет уровень качества работ юных кинематографистов — в сочетании с профессиональным и культурным опытом, переданным авторам их мастерами — а это Михаил Ромм, Яков Сегель, Геннадий Полока, Игорь Таланкин, Ефим Дзиган, Лев Кулиджанов, Владимир Хотиненко, Владимир Фенченко, Юрий Егоров. Их собственное мастерство, умение направить учеников по пути «вчувствования» в литературное искусство Чехова неоценимо. Начинающие режиссёры учились (совместно со всеми участниками съёмочных групп) находить зрительные и звуковые эквиваленты творчества Чехова, передавать его интонации — от комедийных до трагедийных, его понимание разных граней человеческого существования.

Среди режиссёров студенческих картин — будущие крупные художники кино: Станислав Говорухин, Владимир Грамматиков, Владимир Фокин. Есть среди авторов и представители иностранного студенчества: японец Тамацо Кавасаки, эквадорец Альтамира Феликс Тэран, исландка Ингибьёрг Харальдсдоттир, мексиканка Моника Гомес Баррера. Очевидно, что Чехов — навсегда всемирен.

РСФСР, Товарищество «И. Ермольев»
1918, 14 мин
Режиссер: Чеслав Сабинский
СССР, «Ленфильм»
1939, 37 мин
Режиссер: Ян Фрид
СССР, «Совкино» (Москва)
1926, 102 мин
Режиссер: Ольга Преображенская
СССР, «Белгоскино»
1938, 45 мин
Режиссер: Исидор Анненский
СССР, Тбилисская киностудия
1944, 62 мин
Режиссер: Исидор Анненский
СССР, Московская киностудия имени М. Горького
1954, 17 мин
Режиссер: Генрих Оганесян,
Лев Кулиджанов
СССР, Учебная киностудия ВГИК
1945-1946, 13 мин
Режиссер: Сергей Герасимов
СССР, «Союзмультфильм»
1952, 31 мин
Режиссер: Михаил Цехановский
СССР, «Союзмультфильм»
1954, 17 мин
Режиссер: Григорий Ломидзе
СССР, Мосфильм
1959, 20 мин
Режиссер: Мери Анджапаридзе
СССР, Московская киностудия имени М. Горького
1954, 27 мин
Режиссер: Василий Ордынский,
Яков Сегель
СССР, Учебная киностудия ВГИК
1955, 13 мин
Режиссер: Татьяна Березанцева
СССР, Московская киностудия художественных фильмов имени М. Горького
1959, 30 мин
Режиссер: Эдуард Бочаров
СССР, «Мосфильм»
1960, 21 мин
Режиссер: Юрий Егоров
СССР, «Союзмультфильм»
1959, 10 мин
Режиссер: Владимир Дегтярёв
СССР, «Ленфильм»
1959, 9 мин
Режиссер: Марк Ковалёв
СССР, «Ленфильм»
1960, 83 мин
Режиссер: Иосиф Хейфиц
СССР, Учебная киностудия ВГИК
1964, 22 мин
Режиссер: Станислав Говорухин
СССР, «Мосфильм»
1960, 26 мин
Режиссер: Ирина Поплавская
СССР, Учебная киностудия ВГИК
1964, 20 мин
Режиссер: Геннадий Базаров,
Тамоцу Кавасаки
СССР, «Ленфильм»
1965, 15 мин
Режиссер: Юрий Могилевцев
СССР, «Мосфильм»
1969, 87 мин
Режиссер: Сергей Соловьёв, Александр Шейн, Андрей Ладынин
СССР, Учебная киностудия ВГИК
1967, 10 мин
Режиссер: Александр Захаров
СССР, Учебная киностудия ВГИК
1968, 10 мин
Режиссер: Ингибьёрг Харальдсдоттир
СССР, Учебная киностудия ВГИК
1972, 10 мин
Режиссер: Гюльбениз Азимзаде
СССР, Учебная киностудия ВГИК
1977, 16 мин
Режиссер: Владимир Фокин
СССР, Учебная киностудия ВГИК
1974, 11 мин
Режиссер: Владимир Грамматиков
СССР, Учебная киностудия ВГИК
1975, 22 мин
Режиссер: Антон Васильев
СССР, «Ленфильм»
1978, 18 мин
Режиссер: Александр Муратов
СССР, Учебная киностудия ВГИК
1991, 14 мин
Режиссер: Моника Гомес Баррера
СССР, «Ленфильм», Творческое объединение телевизионных фильмов 1982, 70 мин
Режиссер: Александр Белинский, Владимир Васильев
СССР, Учебная киностудия ВГИК
1991, 17 мин
Режиссер: Альтамира Феликс Тэран