Вопреки расхожему мнению, цвет в кино появился примерно сразу же вместе с изобретением кинематографа. Пионеры мирового кинематографа на рубеже XIX–XX веков (например, француз Жорж Мельес) раскрашивали свои фильмы
от руки акварелью, чтобы представить публике волшебные феерии, сделанные на основе сказок или фантастических сюжетов.
Кроме того, уже готовому для демонстрации позитиву можно было придать разные тона в зависимости от смыслового наполнения эпизода: если на улице ночь, то использовался синий цвет; залитый солнцем день представлялся ярко-жёлтым. Техники вирирования и тонирования (именно их применяли для сплошной окраски плёнки по эпизодам) использовались на протяжении всего периода немого кино до конца 1920-х – начала 1930-х годов.
При всём при этом, рано или поздно, должен был появиться метод непосредственно цветной съёмки. Первая экспериментальная система цветной съёмки «Кинемаколор» была разработана ещё в 1903 году англичанином Джорджем Альбертом Смитом и американцем Чарльзом Урбаном. В дальнейшем все передовые технологии цветной съёмки, в том числе активно применявшийся в Голливуде «Техниколор», вышли из системы Смита-Урбана.
Отечественные технологии в области цветного кино стали активно разрабатываться в начале 1930-х годов в Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ). Один из первых патентов на цветную технологию киносъёмки
в Советском Союзе в 1930 году получила система «Спектроколор» изобретателя Николая Анощенко.
В 1931 году появляется первая двухцветная технология съёмки, в создании которой принимали участие химик Николай Агокас (автор обширной монографии «Цвет в кино»), оператор Фёдор Проворов (соавтор визуальных решений в нескольких киносказках Александра Птушко) и оператор Павел Мершин (пионер цветных съёмок в мультипликации и документалистике).
Именно по технологии Агокаса-Проворова-Мершина в 1941 году режиссером Александром Роу по мотивам всем известной сказки Петра Павловича Ершова была снята первая советская цветная киносказка «Конёк-Горбунок», которой открывается наш фестиваль.
При реставрации такого образца раннего цветного кино перед сотрудниками Госфильмофонда России стояла невероятно сложная задача. Фильмы-двухцветки имеют сразу два негатива (так называемые фронт-фильм и рюк-фильм), каждый из которых отвечает за разные цвета — сине-зелёный и красно-оранжевый соответственно. В дальнейшем с негативов печатается позитив изображения на специальной двухсторонней плёнке, где цвета смешиваются в единую цветовую палитру.
К счастью, в Госфильмофонде сохранились все исходные материалы к «Коньку-Горбунку», позволившие осуществить эту задачу. Реставраторами, цветокорректорами и научными сотрудниками Госфильмофонда была проделана большая работа по выявлению нужных цветовых соотношений, точно таких, какие мог видеть зритель на премьере фильма
31 июля 1941 года.
По нынешним меркам качество изображения оставляло желать лучшего, однако двухцветный метод киносъёмки с его ярко выраженной пестротой оказался органичен для «Конька-Горбунка». Сегодня мы даём вторую жизнь этому замечательному фильму, приведённому в первозданное состояние. Кирилл Власкин Главный искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России