THE ENEMY / NEPRIJATELJ
Yugoslavia, Viba Film, 1965, 82 minutes
Scriptwriters: Bora Ćosić, Živojin Pavlović
Director: Živojin Pavlović
Cast: Velimir Živojinović, Snežana Lukić, Milivoje Tomić, Dušan Janićijević, Pavle Vuisić, Bekim Fehmiu, Maks Furijan, Petar Lupa, Dušan Tadić, Milan Lugomirski, Vojkan Pavlović
By the beginning of the filming of "The Enemy" Živojin Pavlović had taken part only in two film anthologies. However, the second of them, “The City” (1963), a film that heralds the Yugoslav Black Wave, was awarded a special state “honor”, ​​becoming the only film of the early 1960s banned from the screen due to a court (rather than a producer's) decision. At the time, in 1963, young directors, inspired by the examples of French, Polish, Czechoslovak cinemas, “discovered” their cities through the camera lens as if they had seen them for the first time, “taking out” of the zone of blindness and silence the gloomy aesthetics of the Belgrade suburbs, the alienated life of city dwellers, an anxious slush of feelings and the absurdity of social relationships.
It is worth noting that the stylish name Black Film, which has become attached to the Yugoslav films of that period, was invented only by the end of the decade and not by the directors themselves; it was first used in an official critical article. "A Black Wave in Our Cinema" - this was how the journalist Vladimir Jovičić titled his article in “Borba”, the newspaper of the Communist Party, in 1969. This article, reflecting the reaction of the Yugoslav authorities to the social unrest of 1968, became a signal for a political attack on Živojin Pavlović, Želimir Žilnik, Dušan Makavejev, and Aleksandar Petrović. As Makaveev later explained, the idea of ​​creating a "black film" was played out as a measure of a kind of social exorcism, an invention of careerists with a "wild, politico-pornographic" imagination, an attempt to expel all the social darkness on the state balance sheet into undesirable films.
But at the time Pavlović was primarily concerned with the possibility of bringing his own cinema out of the shadows. After the ban of "The City", temporarily deprived of the opportunity to make his next Serbian project "The Return", he received an offer from the Slovenian studio Viba Film. Taking as his co-author the writer Bora Ćosić, the director adapted Dostoevsky's story "The Double" for the screen, easily discovering in the wounded poor people of Russian literature, in their unhealthy social isolation and feverish Petersburg hallucinations, an almost perfect match with contemporary Yugoslavia. However, it was not without amendments: for example, the crazed titular adviser Golyadkin, in the version of Pavlović and Ćosić, is transformed into a strong-willed typographer with the expressive heroic face of Velimir Živojinović, the “main partisan of Yugoslavia”. Živojinović, by the way, is one of the most sought-after actors in the history of Balkan cinema, who, after appearing in a number of notable war films, in particular, in the cult film "Walter Defends Sarajevo" (1972), acquired a strong reputation as an "actor-statesman".
But in "The Enemy" his character, Slobodan Antić, is not so loved by those around him. Colleagues from the print shop, with a shadow of contempt, call him the last idealist; his bosses are dissatisfied with his activist fervor; his girlfriend escapes from their dates. A war veteran, somewhat rough in his thirst for justice and awkward in communication - today it is not so difficult to find in him “the double” of another outcast, Travis Bickle, Scorsese’s taxi driver, examining his reflection in the mirror. In accordance with the plot of Dostoevsky, our hero will soon also be pursued by a doppelganger, an evil copy who once attached itself to him on a night street in order to borrow his whole life step by step.
In one of the film’s episodes, the real Slobodan goes to the cinema to watch the early silent horror film “The Student of Prague”. This is the first screen adaptation of a story about a double in the history of cinema, which unequivocally hints to the viewer and to the character himself what, with fatalistic inevitability, this story will end with: shoot at the enemy, you will hit yourself.
Long panoramic shots and camera movements that anticipate the movement of people in the shot, the use of deep focus and layering of the narrative into several levels - these artistic techniques of Pavlović first crystallize in “The Enemy”. They set the aesthetic contours of the cinema project of the director who is always in search of an irrational effect, which, in fact, the entire "black wave" has become for the history of Yugoslav cinema, that is, the breakdown of the audience’s perception: everything that seemed familiar and understandable is now foreign and hostile.

Maksym Selezniov
Based on the novel "The Double" by Fyodor Dostoevsky. Former soldier Slobodan Antić loses control of his own life when a doppelganger begins to follow him everywhere.
SHEDULE

November 26, Friday
19:30
The Enemy (1965)
The film will be screened in its original language with Russian subtitles. Film 35 mm.
16+

The film will be presented by director of the Yugoslav Kinoteka Film Archive Alexander Erdelianović (online).
Illuzion Cinema
Big Hall

Made on
Tilda

ВРАГ / NEPRIJATELJ
Югославия, Viba Film, 1965, 35 мм, 82 минуты
Авторы сценария: Бора Чосич, Живоин Павлович
Режиссёр: Живоин Павлович
В ролях: Велимир Живоинович, Снежана Лукич, Миливое Томич, Душан Яничевич, Павле Вуйшич, Беким Фехмиу, Макс Фуриян, Петар Лупа, Душан Тадич, Милан Лугомирски, Войкан Павлович
К началу съёмок «Врага» Живоин Павлович успел принять участие лишь в двух альманахах. Однако уже второй из них, «Город» (1963), фильм-предвестник югославской «черной волны», был удостоен особенной государственной «чести», став единственным фильмом начала 1960-х, запрещённым к показу вследствие судебного (а не продюсерского) решения. Тогда, в 1963 году, молодые режиссёры, вдохновившись примерами французской, польской, чехословацкой кинематографий, «открывали» свои города через объектив камеры так, будто видели их впервые, «вынимая» из зоны слепоты и молчания мрачную эстетику белградских окраин, отчуждённый быт городских обитателей, тревожную слякоть чувств и абсурд социальных отношений.
Стоит заметить, что стильное название «чёрный фильм», закрепившееся за югославскими картинами того периода, было придумано только к концу десятилетия и не самими режиссёрами, оно впервые прозвучало в официозной критической статье. «Чёрная волна в нашем кинематографе» — так журналист Владимир Джовичич озаглавил в 1969 году свою публикацию в газете Союза коммунистов Borba. Статья эта, отражая реакцию югославских властей на социальные волнения 1968-го, стала сигналом для политической атаки на Живоина Павловича, Желимира Жилника, Душана Макавеева, Александра Петровича. Как позднее пояснял Макавеев, идея создания «чёрного кино» была разыграна как мера своеобразного социального экзорцизма, выдумка карьеристов с «диким, политико-порнографическим» воображением, попытка изгнать в неугодные фильмы весь социальный мрак, имевшийся на государственном балансе.
Но тогда сам Павлович был прежде всего озадачен возможностью вывести из тени собственный кинематограф. После запрета «Города» временно лишившись возможности снимать свой следующий сербский проект «Возвращение», он получает предложение от словенской студии Viba Film. Взяв в соавторы писателя Бору Чосича, режиссёр адаптирует для экрана повесть Достоевского «Двойник», с лёгкостью обнаруживая в уязвлённых бедных людях русской литературы, их нездоровой социальной изолированности и горячечных петербургских наваждениях почти идеальное совпадение с современной ему Югославией. Впрочем, не обошлось без поправок: так, малохольный титулярный советник Голядкин в интерпретации Павловича-Чосича преображается в волевого рабочего-типографа с выразительным героическим лицом «главного партизана Югославии» Велимира Живоиновича. Живоинович, к слову, один из самых востребованных актёров в истории балканского кино, за которым после съёмок в ряде заметных военных фильмов, в частности в культовом «Вальтер защищает Сараево» (1972), прочно закрепится реноме «актёра-государственника».
Но во «Враге» его персонаж — Слободан Антич — не столь любим окружающими. Коллеги из типографии с тенью презрения называют его последним идеалистом, начальство недовольно активистским пылом, любимая девушка сбегает со свиданий. Ветеран войны, грубоватый в своей жажде справедливости и неуклюжий в общении — сегодня в нём нетрудно отыскать двойнические сходства с другим изгоем, Трэвисом Биклем, скорсезевским таксистом, разглядывающим своё отражение в зеркале. В соответствии с сюжетом Достоевского нашего героя вскоре тоже станет преследовать доппельгангер, злая копия, когда-то привязавшаяся на ночной улице, чтобы шаг за шагом взять взаймы всю его жизнь.
В одном из эпизодов фильма настоящий Слободан отправится в кинотеатр на просмотр раннего немого хоррора «Пражский студент». Это первая в истории кино экранизация сюжета о двойнике, что недвусмысленно намекает зрителю и самому персонажу на то, чем эта история с фаталистической неизбежностью завершится: выстрели в неприятеля — попадёшь в самого себя.
Длинные панорамные планы и движения камеры, предугадывающие перемещение людей в кадре, использование глубокого фокуса и расслоение повествования на несколько уровней — эти художественные приёмы Павловича впервые оформляются во «Враге». Они задают эстетические контуры кинематографического проекта режиссёра, вечно находящегося в поиске иррационального эффекта, которым, по сути, и стала вся «черная волна» для истории югославского кино, а именно нарушением зрительского восприятия — всё, что казалось знакомым и понятным, теперь чужое, (не)приятельское.

Максим Селезнёв
кинокритик, куратор
Бывший солдат Слободан Антич теряет контроль над собственной жизнью, когда его всюду начинает преследовать двойник. Вольная экранизация повести Фёдора Достоевского, снятая одним из лидеров югославской «черной волны».
РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

26 ноября, пятница
19:30
Враг (1965)
Фильм будет показан на языке оригинала с русскими субтитрами. Плёнка 35 мм.
16+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал
Фильм представит директор киноархива Югославской Кинотеки Александр Эрдельянович (видеосвязь).

!
Если вы студент профильного кинематографического вуза или факультета, киноколледжа или киношколы или имеете социальные льготы, пожалуйста, узнайте о специальных условиях в кинотеатре «Иллюзион» и забронируйте билет по телефону (495) 915-43-53. Забрать билет необходимо в кассе не позднее, чем за 30 минут до начала сеанса, предъявив соответствующий подтверждающий документ.
Made on
Tilda