ILL-TEMPERED / DESPERATE VALLEY / UJMURI / MRACHNAIA DOLINA / UGRIUMY
USSR, Goskinprom of Georgia, 1934, 46 minutes
Restored by 3003 FILM PRODUCTION.
Digital copy with added soundtrack courtesy of 3003 FILM PRODUCTION. Music by Giya Kancheli. 56 minutes. DCP
Scriptwriters: Shalva Dadiani, Nutsa Gogoberidze
Director: Nutsa Gogoberidze
Cameraman: Shalva Apakidze
Production designer: Mikhail Gotsiridze
Cast: Kote Daushvili, Merab Chiqovani, Nutsa Chkheidze, Ivlita Djorjadze
Released at the end of 1934, the film "Ujmuri" ("Desperate Valley") became the third and last in the directing career of Nutsa (Nino) Gogoberidze. In 1937, her husband, a prominent party functionary Levan Gogoberidze, was illegally persecuted during the Great Purges and shot, while she was sentenced to ten years of exile, after which she did not return to the cinema and got a job at the Institute of Lexicology of the Academy of Sciences of the Georgian SSR.
The tragic fate of Nutsa Gogoberidze directly influenced the dramatic fate of “Ujmuri”, the first Georgian fiction film directed by a woman. The film was “removed” from the history of cinema.
"Ujmuri" was released at the end of the silent era (the last silent films were made in the USSR in 1935), when the sound that had come to cinema had already achieved tangible technical and creative successes. But Gogoberidze successfully continued her stylistic experiments, demonstrating ingenuity and skill, for which no small credit is due to the cameraman Shalva Apakidze (in 1932 he had brilliantly shot Mikhail Kalatozov’s agitational film "The Nail in the Boot").
In the catalogs the film is designated as a film essay, but it can more justly be called a "class melodrama". The spectacular, picturesque, and decorative "extremes" of the silent style brought the conflict between innovators, supporters of collectivization, and backward, dangerous retrogrades to the level of an epic clash of the forces of good and evil (including mythological evil).
Gogoberidze and her co-writer Shalva Dadiani (by that time a well-known novelist and playwright) chose the theme of the irreconcilable conflict of the old and the new very much in the spirit of the times: in the second half of the 1920s, it had already become an integral part of Soviet cinema.
Thus, the first documentary film "Their Kingdom" (1928) directed by Gogoberidze together with Kalatozov and clearly made under the influence of Esfir Shub, contrasted the pre-Soviet, bourgeois Georgia with the Georgia of victorious socialism. The director's second film, “Buba” (1930), also compared - and also within the conventions of documentary cinema - the backwardness of the past and the optimistic reality of the present. In "Ujmuri" Gogoberidze, criticizing the resistance of life on its way out, combined the picturesqueness of "Buba" with a dramatic plot, which includes everything: family conflicts, industrial relations, and the eradication of superstitions.
It would be appropriate to compare “Ujmuri”, one of the last Georgian silent films, with the first Georgian sound film “Mountain Arshaula” by Davit Rondeli, released in early 1936 (its cameraman was also Shalva Apakidze). Rondeli’s film also talked about the struggle between the new and the old (only not in the lowlands of Georgia, but at the foot of Mount Kazbek). In it, as in “Ujmuri”, rich kulaks turned superstitious villagers against socialist construction and its enthusiasts. However, "Mountain Arshaula" has remained in the history of cinema rather as a “relic” of the Georgian sound film, while "Ujmuri", which was mercilessly deleted from it, today has justly taken its rightful place in it as a mature and unique work of art.
Monumental compositions of human figures and clear-cut, attractive human faces with special attention to the eyes - even the main villain looks like a fairy-tale character (perhaps this also led to the censorship’s rejection of the film); the contrast between the shots of the Komsomol construction site and the slow-paced rural life; parallel editing (a table is being set - people and machines are working vigorously); introduction of a sense of sound into a silent image by showing people's reactions to the noise of the construction site or to the buzzing of swamp mosquitoes) - these techniques, perfected during the period of silent cinema, become in “Ujmuri” not only symbols of the transition between two eras, but also evidence of the great, not fully realized talent of Nutsa Gogoberidze.

Sergey Kapterev
The infamous Colchis wetlands in Georgia. According to an ancient legend, the swamp belongs to Queen Ujmuri, the zealous keeper of these lands. The locals are afraid of the swamp, but the Soviet authorities do not pander to superstitions and decide to drain the swamp and build a water supply system.
SHEDULE

November 17, Wednesday
13:30
Buba (1930)
Desperate Valley / Ujmuri (1934)
Films will be screened in their original language with Russian subtitles.
12+

Public talk with directors Lana Gogoberidze and Salome Alexi (online).
Illuzion Cinema
Big Hall

November 18, Thursday
12:45
Buba (1930)
Desperate Valley / Ujmuri (1934)
Films will be screened in their original language with Russian subtitles.
12+

The films will be presented by directors Lana Gogoberidze and Salome Alexi (online).
Illuzion Cinema
Big Hall
17:35
Buba (1930)
Desperate Valley / Ujmuri (1934)
Films will be screened in their original language with Russian subtitles.
12+

Video message from director Lana Gogoberidze.
Illuzion Cinema
Small Hall

November 27, Saturday
10:00
Buba (1930)
Desperate Valley / Ujmuri (1934)
Films will be screened in their original language with Russian subtitles.
12+

Video message from director Lana Gogoberidze.
Illuzion Cinema
Big Hall

Made on
Tilda

МРАЧНАЯ ДОЛИНА
(УЖМУРИ / УГРЮМЫЙ)
СССР, Госкинпром Грузии, 1934, 56 минут
Реставрация произведена компанией 3003 FILM PRODUCTION. Цифровая озвученная копия предоставлена компанией 3003 FILM PRODUCTION. Музыка Гии Канчели. DCP
Авторы сценария: Шалва Дадиани, Нуца Гогоберидзе
Режиссёр: Нуца Гогоберидзе
Оператор: Шалва Апакидзе
Художник: Михаил Гоциридзе
В ролях: Котэ Даушвили, Мераб Чиковани, Нуца Чхеидзе, Ивлита Джорджадзе
Вышедший в конце 1934 года фильм «Ужмури» («Мрачная долина») стал третьим и последним в режиссёрской карьере Нуци (Нино) Гогоберидзе. В 1937 году её муж, крупный партийный деятель Леван Гогоберидзе, был незаконно репрессирован в ходе «большой чистки» и расстрелян, а она сама осуждена на 10 лет ссылки, после которой в кино не вернулась и устроилась на работу в Институт лексикологии Академии наук Грузинской ССР.
Трагическая судьба Нуцы Гогоберидзе непосредственно повлияла и на драматическую судьбу «Ужмури», первого грузинского игрового фильма, поставленного женщиной. Фильм был «изъят» из истории кино.
«Ужмури» вышел на закате немого кинематографа (последние немые фильмы были сделаны в СССР в 1935 году), когда пришедший в кино звук уже достиг ощутимых технических и творческих успехов. Но Гогоберидзе успешно продолжала стилистические эксперименты, продемонстрировав изобретательность и мастерство, в чём немалая заслуга и оператора Шалвы Апакидзе (в 1932 году он виртуозно снял агитационный фильм Михаила Калатозова «Гвоздь в сапоге»).
В каталогах фильм обозначен как киноочерк, но скорее его можно назвать «классовой мелодрамой». Эффектные, живописно-декоративные «крайности» немого стиля выводили конфликт между новаторами, сторонниками коллективизации, и отсталыми, опасными ретроградами на уровень эпического столкновения сил добра и зла (в том числе зла мифологического).
Гогоберидзе и её соавтор-сценарист Шалва Дадиани (к тому времени известный писатель и драматург) выбрали тему непримиримого конфликта старого и нового вполне в духе времени — уже во второй половине 1920-х годов она стала неотъемлемой частью советского кинематографа.
Так, первый поставленный Гогоберидзе (совместно с Калатозовым) документальный фильм «Их царство» (1928), явно снятый под влиянием Эсфири Шуб, противопоставлял досоветскую, буржуазную Грузию Грузии побеждающего социализма. Вторая картина режиссёра «Буба» (1930) также сравнивала — и также в рамках условностей документального кино — отсталость прошлого и оптимистическую реальность настоящего. В «Ужмури» Гогоберидзе, критикуя сопротивление «уходящей» жизни, соединила живописность «Бубы» с драматическим сюжетом: здесь и семейные противоречия, и производственные отношения, и искоренение суеверий.
Уместно сравнить «Ужмури», один из последних грузинских немых фильмов, с первой грузинской звуковой картиной «Скала Аршаула» Давида Рондели, вышедшей на экраны в начале 1936 года (оператор тот же Шалва Апакидзе). Фильм Рондели тоже рассказывал о борьбе нового и старого (только не в равнинной части Грузии, а у подножия Казбека). В нём, как и в «Ужмури», богатые кулаки настраивали суеверных сельских жителей против социалистического строительства и его энтузиастов. Однако «Скала Аршаула» осталась в истории кино скорее как «реликвия» грузинского звукового кино; в то время как безжалостно вычеркнутый из неё «Ужмури» сегодня по праву занял в ней достойное место как зрелое и необычное произведение искусства.
Монументальные композиции из человеческих фигур и рельефные, привлекательные человеческие лица с особым вниманием к глазам — даже главный злодей-кулак выглядит сказочным персонажем (возможно, это тоже повлияло на неприятие фильма цензурой), контраст кадров комсомольской стройки и размеренной сельской жизни; параллельный монтаж (накрывается стол — энергично работают люди и машины); введение в немое изображение ощущения звука с помощью показа реакций людей на шум стройки или на жужжание болотных комаров) — эти отточенные в период немого кинематографа приёмы становятся в «Ужмури» не только символами смены эпох, но и свидетельством большого, не раскрытого до конца дарования Нуци Гогоберидзе.

Сергей Каптерев
киновед, доктор философии (PhD)
По древней легенде, Колхидское болото принадлежит царице Ужмури, ревностной хранительнице этих земель. Местные боятся болота, но советские власти не идут на поводу у суеверий и решают осушить болото и построить водопровод. Первый грузинский игровой фильм, поставленный женщиной-режиссером.
РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

17 ноября, среда
13:30
Буба (1930)
Мрачная долина / Ужмури (1934)
Фильмы будут показаны на языке оригинала с русскими субтитрами.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал
Паблик-ток с режиссёрами Ланой Гогоберидзе и Саломэ Алекси (видеосвязь).

18 ноября, четверг
12:45
Буба (1930)
Мрачная долина / Ужмури (1934)
Фильмы будут показаны на языке оригинала с русскими субтитрами.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал
Фильмы представят режиссёры Лана Гогоберидзе и Саломэ Алекси (видеосвязь).
17:35
Буба (1930)
Мрачная долина / Ужмури (1934)
Фильмы будут показаны на языке оригинала с русскими субтитрами.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Малый зал
Видеообращение режиссёра Ланы Гогоберидзе.

27 ноября, суббота
10:00
Буба (1930)
Мрачная долина / Ужмури (1934)
Фильмы будут показаны на языке оригинала с русскими субтитрами.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал
Видеообращение режиссёра Ланы Гогоберидзе.

!
Если вы студент профильного кинематографического вуза или факультета, киноколледжа или киношколы или имеете социальные льготы, пожалуйста, узнайте о специальных условиях в кинотеатре «Иллюзион» и забронируйте билет по телефону (495) 915-43-53. Забрать билет необходимо в кассе не позднее, чем за 30 минут до начала сеанса, предъявив соответствующий подтверждающий документ.
Made on
Tilda