ФЛИРТ / LIEBELEI
Германия, Elite Tonfilm-Produktion GmbH, 1933, 85 минут
Авторы сценария: Ганс Вильгельм, Курт Александр, Макс Офюльс
Режиссёр: Макс Офюльс
Оператор: Франц Планер
Художник: Габриэль Пеллон
Композитор: Тео Макебен
В ролях: Магда Шнайдер, Вольфганг Либенайнер, Карл Эсмонд, Луиза Ульрих, Ольга Чехова, Густав Грюндгенс, Пауль Хербиргер, Пол Отто, Вернер Финк, Вернер Пледат
Макс Офюльс завершил работу над «Флиртом» в переломный 1933-й — год прихода к власти Гитлера. На экраны фильм мог попасть при одном условии: из титров должны быть вырезаны имена всех евреев, в том числе режиссёра Макса Офюльса и автора пьесы Артура Шницлера. Через две недели после берлинской премьеры Макс Офюльс, урождённый Максимилиан Оппенхаймер, вместе с семьёй покидает Германию. Как и его коллега Фриц Ланг, он уезжает из страны одним из последних.
«Флирт» остался в тени менее удачной франкоязычной версии фильма под названием «История любви» (Une histoire d’amour, 1933), которая вышла во Франции в 1934 году. Немецкоязычный «Флирт», подлинный шедевр раннего звукового кино, обрёл вторую жизнь после первой ретроспективы режиссёра во Французской синематеке в 1958 году и благодаря усилиям критиков французского журнала Cahiers du Cinéma, которые ценили поздние барочные фильмы Офюльса «Удовольствие» (1952) и «Лола Монтес» (1955) столь же высоко, как и работы Жана Ренуара, Говарда Хоукса и Альфреда Хичкока. (Retrospective Max Ophüls // Cahiers du Cinéma .— 1958.— No 81.— P. 20.) Позже виртуозными панорамами в фильмах Офюльса восхищался Стенли Кубрик, называя «Карусель» (1950) значимым для себя фильмом.
Из всей фильмографии Офюльса «Флирт» — самый сдержанный фильм. Пьеса Артура Шницлера, представителя литературного объединения «Молодая Вена», — это жестокий венский водевиль, выстроенный вокруг социального конфликта и циничных отношений. Офюльс же исследует мир глубоких чувств, территорию эмоций великой любви. Шницлер воспел Вену и создал художественный образ города, по силе сравнимый с Парижем Оноре де Бальзака и Эмиля Золя, с Лондоном Чарльза Диккенса. Следом за Шницлером Офюльс создаёт экранную Вену.
Много позже, во время съёмок «Карусели», в 1950 году, Макс Офюльс заметил в интервью французскому журналисту, что австрийцы должны были бы поставить ему памятник на Рингштрассе, поскольку он увековечил их город в самых красивых фильмах. Действительно, многие современники считали его лучшим венским режиссёром и специалистом «по венскому шарму». На самом деле Офюльс не был венцем. (Seibel A. Visions of Vienna: Narrating the City in 1920s and 1930s Cinema / A. Seibel.— Amsterdam University Press, 2017.— P. 76.) Он родился на границе между Германией и Францией в городе Саарбрюккене. Со столицей Австрии его связывали как минимум два важных события. В 1925 году он стал режиссёром венского Бургтеатра (самым молодым, на тот момент ему было 23 года) и проработал там пару лет, в 1925-м в Вене стала его женой актриса Хильде Валль.
Офюльс действительно часто выбирал именно Вену местом действия своих фильмов. В 1948 году в Америке он ставит «Письмо незнакомки» по Стефану Цвейгу. Два года спустя, по возвращении в Париж, вновь экранизирует Артура Шницлера, на этот раз пьесу «Карусель». Впрочем, когда истории Офюльса в других городах, они всё равно напоминают воображаемую Вену рубежа веков.
Предполагалось, что «Флирт» будет снят как раз в Вене, однако бюджета картины не хватило на выездные съёмки, и город построили в павильонах в Йоханнистале под Берлином. Тем не менее «Флирт» — наиболее венская из всех его картин, и вот почему. К съёмкам Офюльс привлёк австрийских артистов Пауля Хербиргера и Луизу Ульрих и вместе с ними привнёс в фильм узнаваемый венский акцент, культивировавшийся в Бургтеатре. На слух он более чувственный и приятный. При выборе актёров Офюльс, уделявший большое внимание звуку в кино, всегда руководствовался своими впечатлениями от их голосов. (Seibel A. Visions of Vienna…— P. 76.)
Офюльс снискал себе славу как интернациональный режиссёр, успешно поработавший во Франции, Нидерландах, Италии и США. После 1933 года он не поставил в Германии ни одного фильма. В последней немецкой картине Офюльса один из героев произносит важные для режиссёра слова: «Каждый выстрел, продиктованный не самообороной, — это убийство!» В пьесе Шницлера этой реплики не было.

Алиса Насртдинова
программный директор фестиваля
Лейтенант Фриц Лобхаймер пытается разорвать свои отношения с замужней баронессой фон Эггерсдорф. В один из вечеров он знакомится с молодой венкой Кристиной и влюбляется в неё. Муж-рогоносец узнает о прошлых изменах и вызывает лейтенанта на дуэль. Романтическая драма по одноименной пьесе Артура Шницлера.
РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

20 ноября, суббота
18:40
Флирт (1932)
Фильм будет показан на языке оригинала с русскими субтитрами.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал
Фильм представит искусствовед Госфильмофонда Алиса Насртдинова.

23 ноября, вторник
17:50
Флирт (1932)
Фильм будет показан на языке оригинала с русскими субтитрами.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Малый зал

!
Если вы студент профильного кинематографического вуза или факультета, киноколледжа или киношколы или имеете социальные льготы, пожалуйста, узнайте о специальных условиях в кинотеатре «Иллюзион» и забронируйте билет по телефону (495) 915-43-53. Забрать билет необходимо в кассе не позднее, чем за 30 минут до начала сеанса, предъявив соответствующий подтверждающий документ.
Made on
Tilda