V МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ АРХИВНЫХ ФИЛЬМОВ
РЕСТАВРАЦИИ.
ЗАКРЫТИЕ
Анастасия Авсюк
главный искусствовед аналитического департамента Госфильмофонда России, куратор программы
О судьбе и творческом пути Михаила Юрьевича Лермонтова снято не так много фильмов: «Лермонтов» (1943) Альберта Гендельштейна, «Лермонтов» (1986) Николая Бурляева, телевизионный «Лермонтов» (2014) Максима Беспалого, скоро выйдет «Лермонтов» Бакура Бакурадзе…

Николай Бурляев был не только режиссёром, но и автором сценария своего фильма, а также исполнителем главной роли. К 1986 году у него за плечами было уже более 40 ролей в кино и три короткометражные режиссёрские работы: «Егерь» (1973), «Пошехонская старина» (1975) и «Выбор» (1979).

«Лермонтов», его режиссёрский дебют в полнометражном игровом кино, — любопытная интерпретация биографии поэта и необычный взгляд на его творческую судьбу: жизнь Лермонтова оказывается тесно связанной с жизнью и, в значительной степени, со смертью Пушкина. Трагическая гибель одного на дуэли роковым образом отыгрывается в жизни другого… Именно на незримой связи двух великих поэтов и выстраивал Бурляев фильм.
Читать далее...
А для самого режиссёра и Лермонтов, и Пушкин — это своеобразные жизненные ориентиры, недосягаемые вершины… Интересно, что в 1966 году, за двадцать лет до съёмок своего «Лермонтова», он сыграл роль слепого в фильме «Герой нашего времени» Станислава Ростоцкого, а в 1979 году — Альбера, сына барона, в «Маленьких трагедиях» Михаила Швейцера. В одном из интервью Бурляев, рассказывая о даре Лермонтова, подчёркивал, что и проза, и поэзия в его творчестве — равновелики.

А Ираклий Андроников в беседе с Николаем Петровичем заметил: «Лермонтов — это такая бездна, которая будет вам открываться всю жизнь, как и мне».

Для Бурляева фильм этот был очень важным, но не все коллеги приняли его, раскритиковав на V съезде Союза кинематографистов СССР, который проходил в мае 1986 года. Среди претензий был даже упрёк в том, что в картине кроме стихов Лермонтова звучат и его стихи… До сих пор режиссёр с горечью вспоминает те дни.

В 2024 году Госфильмофонд России осуществил комплексную реставрацию изображения и звука «Лермонтова». Помимо стандартных этапов (стабилизация, автоматическая и покадровая чистка, настройка баланса звука, чистка шума и артефактов, синхронизация изображения и звука) была проделана кропотливая работа с «зерном» плёнки.

Более всего потрудились реставраторы на этапе цветокоррекции, поскольку плёнка «уходила» в зелёный цвет. Результат этой работы можно увидеть на V Московском международном фестивале архивных фильмов.