КИНОЛЮБИТЕЛЬ / LE FILMEUR
Франция, Caméra One Télévision, Pyramide Films, 2005, DCP, 96 минут
Авторы сценария: Ален Кавалье, Франсуаза Видхофф
Режиссёр, оператор, звукооператор и монтажёр: Ален Кавалье
Звукорежиссёр: Флоран Лавалле
Французское слово filmeur довольно редкое и сложно переводится на русский язык. Дословно оно означает «киносъёмщик». Иногда так могут сказать о человеке, который спонтанно снимает людей на улицах. Начиная с фильма «Встреча» Ален Кавалье не расстается с камерой и постоянно фиксирует всё, с чем он сталкивается каждый день. Он формирует большой видеоархив, состоящий из фрагментов его личной истории. Многие из них легли в основу фильма «Кинолюбитель», который можно назвать манифестом творческого метода позднего Кавалье. Новый подход позволил ему полностью освободиться от экономических барьеров киноиндустрии. Именитый французский режиссёр стал подобен кинолюбителю, снимающему свои работы с помощью минимальных технических средств просто ради удовольствия. Однако между профанной фиксацией окружающей действительности и киноопытами Кавалье есть большая разница. Его фильм состоит из видеоматериалов, которые он снимал с 1994 по 2005 год, и на первый взгляд не рассказывает ни о чём, кроме ежедневного быта обыкновенного француза. Каждый план наполнен размеренным течением жизни, следующее событие предсказать невозможно. Мы видим людные улицы Парижа, жену режиссёра в спальне, его друзей, домашних животных, интерьеры приватных и публичных помещений, еду и предметы быта.
Непрерывный поток изображений, зафиксированных Аленом Кавалье, создаёт ощущение, что мир постоянно движется вперед. Но постепенно среди случайных и мимолетных эпизодов в фильме появляются кадры, связанные со старением и смертью. Режиссёр показывает своих родителей в уже весьма преклонном возрасте, следы крови от пореза на своей руке, испорченные продукты. Так между постоянным движением времени и его потенциальной приостановкой создается напряжение, которое становится основным нервом этого фильма. Тематику смерти можно обнаружить и в самой природе жанра автобиографии. Ведь что такое автопортрет, как не попытка создать посмертную маску, в которой стремление автора быть увиденным сочетается с попыткой саморефлексии и борьбой с собственной смертностью? Но помимо наличия этого метауровня, есть еще один формальный аспект, который отличает фильм «Кинолюбитель» от наиболее современных автобиографий — видеоблогов, — их создатели также стремятся оставить след в вечности. Кавалье предлагает своим зрителям сразу два измерения: не только «здесь и сейчас» тех образов, которые он создал, но и «здесь и сейчас» авторской рефлексии и комментария. Режиссёр не делает попытку скрыть следы своей работы и дать фиксируемым фактам самим говорить за себя. Он принимает ответственность за процесс этой «документации» и открыто демонстрирует своё вопрошающее «я» в столкновении с реальностью. Аудитории предложена идентификация с автором, который обращает свой взор на самого себя, что приводит к возникновению интроспекции и у зрителей. Все оказываются в едином процессе мышления, который разворачивается где-то между экраном и сетчаткой наших глаз.
Подобные «Кинолюбителю» рефлексивные дневники-автопортреты существовали и до фильмов Алена Кавалье, но характерно, что он обратился к такой форме именно с переходом на видео. По словам Раймона Беллура, эта технология стала наиболее подходящей для автопортрета, потому что не только упростила процесс производства фильмов (мгновенный фидбек, облегчённый способ монтажа и обработки изображения), но и позволила более естественно помещать своё тело в рамку кадра и говорить со зрителем более непосредственно, усилив риторический инструментарий авторов. Последнее делает внутреннюю природу таких фильмов весьма нарциссической. Кавалье прекрасно осознавал это и вплоть до «Кинолюбителя» никогда не помещал в фильмы своё лицо, пытаясь сохранить больше свободного пространства для зрителей. Впервые сделать это его побудили конкретные и весьма существенные события. В процессе съёмок у него был диагностирован рак кожи, поэтому борьба со смертностью в «Кинолюбителе» оказалась для него буквальной и стала ключевой линией фильма. Лицо Кавалье трансформируется под воздействием болезненных хирургических операций и в данном случае скорее ослабляет нарциссизм саморепрезентации. Растворяясь в каждодневной суете, оно служит волнующим маркером стремительного течения времени и побуждает зрителей рассуждать о конечности человеческой жизни.
Резонанс между главной темой «Кинолюбителя» и внутренней логикой жанра, рефлексивная природа зрительской идентификации и способность уклоняться от нарциссизма — всё это сделало автобиографию Алена Кавалье уникальной. Словно посмертная маска, этот фильм навеки сохранил своего автора в истории мирового кино.

Дмитрий Фролов
куратор, соучредитель и куратор Московского международного фестиваля экспериментальных фильмов (MIEFF)
Моменты повседневности, вырванные из потока жизни как будто случайно, складываются в сложную мозаику о любви и смерти. Тело режиссёра, его голос, движения его рук и трансформации его лица в кадре выводят жанр автобиографии на новые высоты. Фильм, который Кавалье снимал более десяти лет, ставший вершиной его дневникового метода.
РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

20 ноября, суббота
19:00
Кинолюбитель (2005)
16+
Лекторий Музея
«Гараж»
Фильм представит куратор программы Дмитрий Фролов.
Видеообращение режиссёра Алена Кавалье.

27 ноября, суббота
15:40
Кинолюбитель (2005)
16+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал
Фильм представит куратор программы Дмитрий Фролов.
Видеообращение режиссёра Алена Кавалье.

!
Если вы студент профильного кинематографического вуза или факультета, киноколледжа или киношколы или имеете социальные льготы, пожалуйста, узнайте о специальных условиях в кинотеатре «Иллюзион» и забронируйте билет по телефону (495) 915-43-53. Забрать билет необходимо в кассе не позднее, чем за 30 минут до начала сеанса, предъявив соответствующий подтверждающий документ.
Made on
Tilda