THE IDIOT / IDIOT
Russian Empire, “A. Khanzhonkov” Trading House, 1910, 20 minutes

Director: Pyotr Chardynin
Cameraman: Louis Forestier
Cast: Lyubov Varyagina, Andrey Gromov, Pavel Biryukov, Tatyana Shornikova, Arseniy Bibikov, Antonina Pozharskaya, B. Volgin.
For the first time, Fyodor Mikhalovich Dostoevsky’s novel "The Idiot" was filmed in 1910 by Pyotr Chardynin. The film, which lasted just over twenty minutes, included the main episodes of the novel. The approach to screen adaptation, in which the film “illustrated” a literary source, reducing it only to a plot scheme, was widespread in the period of early Russian cinema: this is how “Dead Souls”, “Eugene Onegin”, and “Anna Karenina” were transferred to the screen. But even in them one can find elements of interpretation characteristic of a later and more technologically advanced stage in the development of cinema.
When the film was released, critics noted that "from the technical point of view, the execution of the picture is impeccable" (S.L. Sredi novinok [Among the new films] // Sine-Fono, 1910. 6. S. 12), and the viewers, despite such a succinct retelling, are presented with “a beautiful outline of the novel". (Vestnik kinematografii, 1910. 1. S. 5. Quoted in: Velikiy Kinemo. M., 2002. S. 51.)
In general, the film seems to be quite well-executed against the background of the film production of those years. In it, Chardynin’s characteristic interest in the in-depth composition of the shot is already noticeable. Subsequently, the director began to use mise-en-scenes, in which the hero appeared at the back of the shot, and then slowly walked towards the camera.
Attempts to adapt for the screen not only plots, but also literary styles were later undertaken by Yakov Protazanov and Evgeny Bauer in their film adaptations of the works of Pushkin, Tolstoy, and Turgenev. The first such film, based on Dostoevsky’s novel “The Demons”, was made by Protazanov in 1915 (“Nikolay Stavrogin”) with Ivan Mozzhukhin in the title role.

Sergey Ogudov
Based on the novel “The Idiot” by Fyodor Dostoevsky.
SHEDULE

November 21, Sunday
15:00
The Idiot (1910)
House of Death (1932)
With live music. Film 35 mm.
12+

The films will be presented by art critic of the State Film Fund (Gosfilmofond) Sergei Ogudov.
Illuzion Cinema
Big Hall

November 22, Monday
15:15
The Idiot (1910)
House of Death (1932)
With live music. Film 35 mm.
12+

The films will be presented by art critic of the State Film Fund (Gosfilmofond) Sergei Ogudov.
Illuzion Cinema
Big Hall
20:00
The Idiot (1910)
House of Death (1932)
12+
Illuzion Cinema
Small Hall

Made on
Tilda

ИДИОТ
Российская империя, Торговый дом «А. Ханжонков», 1910, 20 минут

Режиссёр: Пётр Чардынин
Оператор: Луи Форестье
В ролях: Любовь Варягина, Андрей Громов, Павел Бирюков, Татьяна Шорникова, Арсений Бибиков, Антонина Пожарская, Б. Волгин
Впервые роман Фёдора Михайловича Достоевского «Идиот» был экранизирован в 1910 году Петром Чардыниным. В картину продолжительностью чуть более 20 минут были включены основные эпизоды романа. Подход к экранизации, при котором фильм «иллюстрировал» литературный источник, сведя его лишь к фабульной схеме, был распространён в период раннего российского кино — так на экран были перенесены «Мёртвые души», «Евгений Онегин», «Анна Каренина». Но даже в них можно обнаружить элементы интерпретации, свойственные более позднему и технологически совершенному этапу развития кинематографа.
Когда фильм вышел на экраны, критики отмечали, что «с технической стороны исполнение картины безукоризненно» (С.Л. Среди новинок // Сине-Фоно.— 1910.— № 6.— С. 12). и зрителю, несмотря на столь сжатый пересказ, представлена «прекрасная схема романа». (Вестник Кинематографии.— 1910.— № 1.— С. 5. Цит. по: Великий Кинемо.— М.: Новое литературное обозрение, 2002.— С. 51).
В целом фильм кажется вполне удачным на фоне кинематографической продукции тех лет. В нём уже заметен свойственный Чардынину интерес к глубинному построению кадра. Впоследствии режиссёр стал использовать мизансцены, в которых герой появлялся в глубине экрана, а затем медленно шёл на камеру.
Попытки адаптировать для кинематографа не только фабулу, но и литературный стиль предпринимали позже Яков Протазанов и Евгений Бауэр в своих экранизациях произведений Пушкина, Толстого, Тургенева. По роману Достоевского «Бесы» первый подобный фильм был снят Протазановым в 1915 году («Николай Ставрогин») с Ива - ном Мозжухиным в главной роли.

Сергей Огудов
старший искусствовед Госфильмофонда России
Первая экранизация «Идиота» Достоевского, где все события романа изложены за 20 минут. Здесь уже заметно глубинное построение кадра, которое классик немого кино Пётр Чардынин впоследствии не раз будет использовать.
РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

21 ноября, воскресенье
15:00
Идиот (1910)
Мёртвый дом (1932)
С живым музыкальным сопровождением. Плёнка 35 мм.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал
Фильмы представит искусствовед Госфильмофонда Сергей Огудов.

22 ноября, понедельник
15:15
Идиот (1910)
Мёртвый дом (1932)
С живым музыкальным сопровождением. Плёнка 35 мм.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал
Фильмы представит искусствовед Госфильмофонда Сергей Огудов.
20:00
Идиот (1910)
Мёртвый дом (1932)
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Малый зал

!
Если вы студент профильного кинематографического вуза или факультета, киноколледжа или киношколы или имеете социальные льготы, пожалуйста, узнайте о специальных условиях в кинотеатре «Иллюзион» и забронируйте билет по телефону (495) 915-43-53. Забрать билет необходимо в кассе не позднее, чем за 30 минут до начала сеанса, предъявив соответствующий подтверждающий документ.
Made on
Tilda