THE IDIOT / HAKUCHI
Japan, Shochiku, 1951, 166 minutes
Scriptwriters: Akira Kurosawa, Eijirô Hisaita
Director: Akira Kurosawa
Director of photography: Toshio Ubukata
Composer: Fumio Hayasaka
Cast: Masayuki Mori, Toshirô Mifune, Setsuko Hara, Takashi Shimura, Yoshiko Kuga, Chieko Higashiyama
In the film "The Idiot," Akira Kurosawa recreates the subjective vision of reality that is characteristic of its literary source. The director brings the main episodes of the novel to the screen, adding only a few changes. Thus, the illness of Prince Myshkin is motivated by a nervous shock experienced in captivity: just like Dostoevsky himself, he had been sentenced to death, but then unexpectedly pardoned. Kurosawa shows a traditional Japanese mask festival on a skating rink - in the novel, these are festivities in Pavlovsk, - and an equally traditional Japanese tea party at Akama's mother (Myshkin's tea party at Rogozhin's). In the finale, both main characters - Kameda and Akama - lose their minds during the night vigil at the body of Taeko Nasu (Myshkin and Rogozhin at the corpse of Nastasya Filippovna).
The film was widely appreciated in the West countries and in the USSR, but in Japan it was perceived as art that was far from the national tradition. Japanese film critic Akira Iwasaki, who highly appreciated Kurosawa's work, but at the same time did not share his aesthetic views, wrote that “...the director puts a person in a retort, creates certain conditions there, influences him in a certain way and observes the reaction." (Ivasaki A. Istoriia iaponskogo kino [History of Japanese cinema]. M., 1966. S. 181.) As Iwasaki notes, Kurosawa moves away from the "contemplation" characteristic of the traditions of earlier Japanese cinema, and seeks to "affirm ideas"; he is occupied with the "problems of human existence". (Ibid. S. 181.) Eastern culture itself appears in Kurosawa’s film as a metaphor for Dostoevsky’s "strange" world.
In the novel “The Idiot”, the characters are united by a subjective experience of space, which becomes a projection of their inner world. Kurosawa represents this fractured space with the help of shadows and unexpected geometric compositions. Sato, who participated in a conversation with the director published under the title “"The Secrets" of Craftsmanship”, associates these shadows with the work of Fritz Lang. (“Sekrety” masterstva. Besedy za kruglym stolom // Akira Kurosava. M., 1977. S. 186.) The film even has an actor playing the role of Myshkin’s shadow. The director Grigory Kozintsev accurately noticed the transgressions taking place in the spatial fabric of the film: “Then I clearly saw people walking through the Sennoy market I knew so well. But there was no trace of Petersburg on the screen. Only one single detail, related to Russia, went through the film like a haunting melody: it was snowing”. (Kozintsev G.M. Kurosava uzhe davno stal klassikom [Kurosawa has long become a classic] // Akira Kurosava. M., 1977. S. 186, 282.) While showing Hokkaido, Kurosawa shows Russia: a street stretching into the distance can be mistaken for Nevsky Prospekt, and a cold river, for one of Petersburg’s channels.
Dostoevsky’s world was also recreated through geometric compositions close to abstraction. Kurosawa tries to embody the subjectivity of vision inherent in Dostoevsky’s novels, resorting to abstraction, dense chiaroscuro, and the combination of heterogeneous spaces.

Sergey Ogudov
Based on the novel "The Idiot" by Fyodor Dostoevsky.
Kinji Kameda returns from captivity to Hokkaido. On the train, he meets Denkichi Akama, who tells him about his fatal passion for a woman named Taeko Nasu.
SHEDULE

November 28, Sunday
19:20
The Idiot (1951)
The film will be screened in its original language with Russian subtitles. Film 35 mm.
12+

The film will be presented by film critic Alexey Vasiliev (online).
Illuzion Cinema
Big Hall

Made on
Tilda

ИДИОТ / HAKUCHI
Япония, Shochiku, 1951, 35 мм, 166 минут
Авторы сценария: Акира Куросава, Эйдзиро Хисаита
Режиссёр: Акира Куросава
Оператор: Тосио Убукато
Композитор: Фумио Хаясака
В ролях: Масаюки Мори, Тосиро Мифунэ, Сэцуко Хара, Такаси Симура, Ёсико Куга, Тиеко Хигасияма
В фильме «Идиот» Акира Куросава воссоздаёт субъективное видение реальности, характерное для литературного первоисточника. Режиссёр переносит на экран основные эпизоды романа, добавляя лишь некоторые изменения. Так, болезнь князя Мышкина мотивирована нервным потрясением, пережитым в плену: как и самого Достоевского, его приговорили к казни, но потом неожиданно помиловали. Куросава показывает традиционный японский карнавал масок на катке — в романе это гуляния в Павловске и столь же традиционное японское чаепитие у матери Акамы (чаепитие Мышкина у Рогожина). В финале оба главных героя — Камэда и Акама— теряют рассудок во время ночного бдения у тела Таэко Насу (Мышкин и Рогожин у трупа Настасьи Филипповны).
Фильм получил широкое признание в странах Запада и в СССР, а в Японии воспринимался как искусство, далёкое от национальной традиции. Японский киновед Акира Ивасаки, высоко ценивший творчество Куросавы, но в то же время не разделявший его эстетических взглядов, писал, что «…режиссёр помещает человека в колбу, создаёт там определённые условия, определённым образом воздействует на него и наблюдает за происходящей реакцией» (Ивасаки А. История японского кино / А. Ивасаки.— М.: Прогресс, 1966.— С. 181). Как отмечает Ивасаки, Куросава уходит от «созерцательности», характерной для традиций более раннего японского кино, и стремится к «утверждению идей», его занимают «проблемы человеческого существования» (Там же.— С. 181). Сама восточная культура выступает у Куросавы в качестве метафоры «странного» мира Достоевского.
В романе «Идиот» персонажей объединяет субъективное переживание пространства, которое становится проекцией их внутреннего мира. Куросава воплощает это расколотое пространство при помощи теней и неожиданных геометрических композиций. У Сато, участника беседы с режиссёром, опубликованной под заголовком «“Секреты” мастерства», эти тени вызывают ассоциацию с творчеством Фрица Ланга («Секреты» мастерства. Беседы за круглым столом // Акира Куросава / Л.М. Завьялова.— М.: Искусство, 1977.— С. 186). В фильме есть даже актёр, исполняющий роль тени Мышкина. Режиссёр Григорий Козинцев точно уловил трансгрессии, происходящие в пространственной ткани фильма: «Потом я отчетливо увидел, как люди шли по хорошо знакомому мне Сенному рынку. А Петербурга на экране и в помине не было. Лишь одна-единственная деталь, близкая России, как навязчивый мотив, проходила сквозь фильм: шёл снег» (Козинцев Г.М. Куросава уже давно стал классиком / Г.М. Козинцев // Акира Куросава / Л.М. Завьялова.— М.: Искусство, 1977.— С. 186, 282). Показывая Хоккайдо, Куросава показывает Россию: уходящую вдаль улицу можно принять за Невский проспект, а холодную речку — за один из петербургских каналов.
Мир Достоевского воссоздан и посредством геометрических композиций, близких к абстракции. Куросава пытается воплотить субъективность зрения, заложенную в романах Достоевского, прибегая к абстракции, густой светотени и объединению разнородных пространств.

Сергей Огудов
старший искусствовед Госфильмофонда России
Киндзи Камэда возвращается из плена в Хоккайдо. В поезде он знакомится с Дэнкити Акамой, который рассказывает ему о своей роковой страсти к женщине по имени Таэко Насу. «Идиот» Фёдора Достоевского, перенесенный на японскую почву.
РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

28 ноября, воскресенье
19:20
Идиот (1951)
Фильм будет показан на языке оригинала с русскими субтитрами. Плёнка 35 мм.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал
Фильм представит кинокритик Алексей Васильев (видеосвязь).

!
Если вы студент профильного кинематографического вуза или факультета, киноколледжа или киношколы или имеете социальные льготы, пожалуйста, узнайте о специальных условиях в кинотеатре «Иллюзион» и забронируйте билет по телефону (495) 915-43-53. Забрать билет необходимо в кассе не позднее, чем за 30 минут до начала сеанса, предъявив соответствующий подтверждающий документ.
Made on
Tilda