CAMERA THRILLS
USA, Universal, 1935, 20 minutes
Scriptwriter and producer: Charles E. Ford
Cameramen: Dave Oliver, Joe Gibson, John McHenry, and Mervyn Freeman
Narrator: Graham McNamee
The profession of a cameraman and, moreover, a newsreel cameraman has been clearly unlucky with its representation in fiction films.
In addition to famous films like “The Cameraman” by Buster Keaton, it is worth remembering the comedy by Robert Reynolds “The Bald One Is a Cameraman” (1916), “On the Roads of War” (1958) by Leon Saakov, dedicated to the frontline cameramen, “Two Comrades Served” (1968) by Evgeniy Karelov, “Newsfront” (1978) by Phillip Noyce, “Too Hot to Handle” (1938) by Jack Conway, which is featured in our program, and, of course, Michael Powell’s film “Peeping Tom” (1960).
Documentary cinema, however, have been much more favorable to cinematographers and newsreel cameramen. Throughout the 20th century, a large number of films have been released dedicated to their work (“The Man with a Movie Camera” by Dziga Vertov (1929), “Frontline Cameraman” by Maria Slavinskaya (1946), “The Oldest Cameraman A. A. Levitsky” by Aleksandr Shchekutyev (1958), “Next to the Soldier” by Igor Gelein (1975), and in 1992, the film “Visions of Light” by Arnold Glassman and Todd McCarthy appeared - the main and, unfortunately, the only film that tries to cover all the work done by cameramen over the past century. The beginning of the 21st century pays tribute to all the great cameramen: one after another, films about Georgiy Rerberg, Jack Cardiff, Sven Nykvest, Vilmos Zsigmond and many others are released.
Charles Ford’s “Camera Thrills” is a pure attraction that demands the attention of the viewers, striving to conquer them with an endless succession of shots containing disasters, natural phenomena, and races. After its release, the film was described as a spectacle with mind-boggling plots full of mortal danger that make one breathless (viewers were even offered to take a cardiograph test during the screening to “measure” their emotions). In order to attract the public, large posters with photomontages consisting of shots of various incidents were displayed on film theaters and the newspapers published the most exciting shots: a cameraman with his head in the mouth of a lion, at the top of a skyscraper still being built, on the wing of an airplane, in the trenches of Manchuria. The film itself is primarily about the cameramen who filmed these shots, while themselves being in great danger. The narration is provided by the famous radio commentator Graham McNamee. In fact, the film is a kind of glorification of these brave souls. A reporter for the newspaper “Universal Weekly”, in particular, writes about their heroism:
“It took many months of work to create this picture. Cinematographers from all over the world have been hired to film the stunning footage. In an attempt to create the most sensational film in the history of the film industry, hundreds of thousands of feet of negative film have been collected. The film includes only the most exciting scenes from all received.
“Camera Thrills” can be called a heroic poem about a cameraman, because there is not a single story in it where the viewer would not be oppressed by the feeling of danger and risk that the cameraman was exposed to when filming exciting and exhilarating scenes. The viewer sees how the cameramen work: among crumbling walls, in the way of cars leaving the road, on airplanes, under bullets and shells, and in other dangerous situations.
Wherever a person risks his life, wherever people find themselves in trouble, there will always be a cameraman who often puts his life in danger in order to capture this event. McNamee pays tribute to the Tripod Knights, whose courage and disdain for danger helped bring this breathtaking footage to the public”. (World’s Greatest Thrills // Universal Weekly. 1935. 3. P. 24).
After its release, “Camera Thrills” quickly became a hit, and a year later, the picture was nominated for an Oscar in the category “Best Short Subject (Novelty)”.

Andrey Ikko, Denis Fedorin
A short film dedicated to the work of cameramen. It combines footage of sensational world events that were filmed at the risk of their lives by the staff of the Universal film studio over the years.
SHEDULE

November 21, Sunday
10:00
Too Hot to Handle (1938)
Camera Thrills (1935)
Films will be screened in their original language with Russian subtitles. Film 35 mm.
12+

The films will be presented by art critic of the State Film Fund (Gosfilmofond) Denis Fedorin.
Illuzion Cinema
Big Hall
22:45
Too Hot to Handle (1938)
Camera Thrills (1935)
Films will be screened in their original language with Russian subtitles. Film 35 mm.
12+
Illuzion Cinema
Big Hall

Made on
Tilda

СЕНСАЦИИ КИНО / CAMERA THRILLS
США, Universal, 1935, 20 минут
Автор сценария и продюсер: Чарльз Э. Форд
Операторы: Дэйв Оливер, Джо Гибсон, Джон МакГенри и Мервин Фриман
Диктор: Грэхэм МакНэми
Профессии кинооператора и тем более кинохроникёра с репрезентацией в игровом кино откровенно не везёт.
Помимо известных фильмов вроде «Кинооператора» Бастера Китона, стоит вспомнить ещё комическую ленту Робера Рейнольдса «Лысый-кинооператор» (1916), «На дорогах войны» (1958) Леона Саакова, посвящённый фронтовым хроникёрам, «Служили два товарища» (1968) Евгения Карелова, «Кинофронт» (1978) Филиппа Нойса, «Слишком горячо» (1938) Джека Конуэя, представленный в нашей программе, и, конечно, фильм Майкла Пауэлла «Любопытный Том» (1960).
Документальное же кино к операторам и хроникёрам намного благосклоннее. На протяжении всего ХХ века выходит большое количество фильмов, посвящённых их работе: «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова (1929), «Фронтовой кинооператор» Марии Славинской (1946), «Старейший кинооператор А. А. Левицкий» Александра Щекутьева (1958), «Рядом с солдатом» Игоря Гелейна (1975), а в 1992 году появляется фильм «В луче света» Арнольда Глассмана и Тодда МакКарти — главный и, к сожалению, единственный фильм, пытающийся охватить всю работу кинооператоров за прошедший век. Начало века XXI отдаёт дань всем великим операторам: один за другим выходят фильмы о Георгии Рерберге, Джеке Кардиффе, Свене Нюквесте, Вилмоше Жигмонде и о многих других.
«Сенсации кино» Чарльза Форда — это чистый аттракцион, взыскующий внимания зрителя, стремящийся покорить его бесконечной сменой кадров с катастрофами, природными явлениями, гонками. О фильме после выхода в прокат и писали как о зрелище с умопомрачительными сюжетами, полными смертельной опасности, заставляющими затаить дыхание (зрителям даже предлагалось пройти во время показа тест на кардиографе, чтобы «измерить» свои эмоции). На кинотеатрах для привлечения публики вывешивались большие афиши с фотомонтажами, состоящими из кадров разнообразных происшествий, в газетах публиковались самые захватывающие кадры: оператор с головой в пасти льва, наверху строящегося небоскрёба, на крыле самолёта, в окопах Маньчжурии. Сам же фильм прежде всего о кинооператорах, которые и снимали эти кадры, находясь в большой опасности. Закадровый текст читает знаменитый радиокомментатор Грэм МакНэми. По сути, фильм — своеобразный гимн этим смельчакам. Об их героизме, в частности, пишет репортёр газеты Universal Weekly:
«На создание этой картины ушли многие месяцы работы. Операторы со всех концов света были наняты для того, чтобы снять потрясающий материал. В попытке создать самый сенсационный фильм в истории киноиндустрии были собраны сотни тысяч футов негативной плёнки. В ленту вошли только самые захватывающие сцены из всех полученных.
“Сенсации кино” можно назвать героической поэмой об операторе, поскольку в ней не найдётся ни одного сюжета, где на зрителя бы не давило ощущение опасности и риска, которым подвергался оператор, снимая волнующие и захватывающие сцены. Зритель видит, как работают операторы — среди крушащихся стен, на пути сходящих с дороги автомобилей, в самолётах, под пулями и снарядами и в других опасных ситуациях. Где бы ни рисковал своей жизнью человек, где бы ни попадали люди в беду, всегда там найдётся и оператор, который и сам часто подвергает жизнь опасности, чтобы запечатлеть это событие. МакНейми воздаёт должное рыцарям треноги, чьё мужество и презрение опасности помогли представить публике эти захватывающие кадры» (World’s Greatest Thrills // Universal Weekly. — 1935. — No. 3. — P. 24).
После выхода в прокат «Сенсации кино» быстро оказываются хитом, и спустя год картину номинируют на премию «Оскар» в категории «Лучший короткометражный документальный фильм».

Андрей Икко
старший искусствовед Госфильмофонда России

Денис Федорин
ведущий искусствовед Госфильмофонда России
Подборка сенсационных мировых событий, которые с риском для жизни снимали сотрудники студии Universal, в том числе на крыле самолета и в окопах Маньчжурии. Короткометражный фильм, посвящённый героической работе кинооператоров.
РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

21 ноября, воскресенье
10:00
Слишком горячо (1938)
Сенсации кино (1935)
Фильмы будут показаны на языке оригинала с русскими субтитрами. Плёнка 35 мм.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал
Фильмы представит искусствовед Госфильмофонда Денис Федорин.
22:45
Слишком горячо (1938)
Сенсации кино (1935)
Фильмы будут показаны на языке оригинала с русскими субтитрами. Плёнка 35 мм.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал

!
Если вы студент профильного кинематографического вуза или факультета, киноколледжа или киношколы или имеете социальные льготы, пожалуйста, узнайте о специальных условиях в кинотеатре «Иллюзион» и забронируйте билет по телефону (495) 915-43-53. Забрать билет необходимо в кассе не позднее, чем за 30 минут до начала сеанса, предъявив соответствующий подтверждающий документ.
Made on
Tilda