Австро-венгерская довоенная хроника
Австрия, Volkslesehalle Filmabteilung, 1930, DCP, 50 минут

Франция, Pathé, 1913, 35 мм, 10 минут

Австрия, Wiener Kunstfilm, год неизвестен, 35 мм, 3 минуты

Франция, Pathé, 1912 (?), 35 мм, 12 минут
Австрия, Volkslesehalle Filmabteilung, 1930, DCP, 50 минут

Съёмки 1908–1916 годов.
ИМПЕРАТОР ФРАНЦ ИОСИФ КАК ПРАВИТЕЛЬ И КАК ЧЕЛОВЕК / KAISER FRANZ JOSEPH ALS REGENT UND ALS MENSCH
К ПРАЗДНОВАНИЮ ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИМПЕРАТОРА ФРАНЦА ИОСИФА В ИШЛЕ 1913 / ZU DEN GEBURTSTAGSFEIERLICHKEITEN S. M. KAISER FRANZ JOSEF IN ISCHL 1913
Франция, Pathé, 1913, 35 мм, 10 минут

Кинохроника. Процессия, приуроченная к дню рождения императора Франца Иосифа в летней резиденции монарших особ в Ишле (с 1906 года Бад-Ишль).
Австрия, Wiener Kunstfilm, год неизвестен, 35 мм, 3 минуты

Кинохроника. Сцена из частной жизни.
ЕГО ВЫСОЧЕСТВО ГОСПОДИН ЭРЦГЕРЦОГ ЛЕОПОЛЬД САЛЬВАТОР С ЛЮБИМЫМ КОНЕМ / SEINE K. U. K. HOHEIT DER HERR ERZHERZOG LEOPOLD SALVATOR MIT SEINEM LIEBLIGSPFERD
Франция, Pathé, 1912 (?), 35 мм, 12 минут

Кинохроника. Праздничная процессия в Вене с представителями австро-венгерских земель.
ПРИЕЗД ПАПСКОГО НУНЦИЯ В ВЕНУ В 1912 ГОДУ (название условное)
Австрийский игровой кинематограф стремился воскресить великую эпоху, но строил Вену в павильонных декорациях. Вена как столица империи ко времени расцвета австрийского кино (1933–1938 годы) была уже «предместьем Европы». Кинематограф успел «задокументировать» последнее десятилетие Австро-Венгерской империи. До нас дошли съёмки бесчисленных торжеств и процессий, создавшие образ самой пышной из империй. Любовь к церемониалам была анахронизмом и демонстрировала нежелание монархии покидать галантный XIX век и вступать в XX.
Процесс съёмки не был примитивной фиксацией событий, но являлся продолжением церемониала. Он был продиктован снимаемым объектом, будь то будни правящей семьи или официальный ритуал. Многолюдные парадные шествия казались бесконечными в своём единообразии.
Кинохроникёры искали способ репрезентации для придания монотонным событиям духа живого присутствия, например, выбирали точку съёмки из толпы. Череду конных экипажей и рядов военных, печатающих шаг, то и дело оживляли перья на шляпах и флажки в руках зрителей, заслонявших камеру.
В хронике «Приезд папского нунция» делегация представителей народов всей империи прошла мимо камеры, став своеобразной «переписью» наций в составе монархии. Под предлогом отображения торжеств по случаю приезда великого гостя из Италии оператор устроил экскурсию по Вене. Процессию «разредили» кадры-открытки с достопримечательностями столицы.
Кинохроника преследовала и пропагандистскую цель — донести до окраин страны образ империи и её правителя как символ единства и благополучия. Имперская хроника привлекала всех подданных двуединой монархии, где бы они ни обитали, на Рингштрассе или в одном из местечек Галиции. Экранная империя собирала вокруг себя империю географическую.
Император и король Франц Иосиф впервые попал в объектив камеры в 1903-м, последней киносъёмкой стали похороны правителя в 1916 году. Фильм «Император Франц Иосиф как правитель и как человек», смонтированный в 1930 году из немой кинохроники разных лет, является своего рода эпитафией. Франца Иосифа считали гарантом целостности империи. «…Мариахильферштрассе. По этой улице дважды в день проезжал старый император, утром — из Шёнбрунна в город по государственным делам, а вечером — обратно. Вдоль дороги всегда толпились зеваки, они приветствовали государя или дивились на него как на достопримечательность» (Хаманн Б. Гитлер в Вене. Портрет диктатора в юности / Б. Хаманн.— М.: Ад Маргинем Пресс, 2016.— С. 143).
Австро-Венгрия была крупной страной. Большинство её подданных никогда не были в Вене, и кинематограф для них стал единственной возможностью увидеть монарха и столицу. Власть осознавала важность самопрезентации.
Франц Иосиф нередко представал на экране в образе обычного человека. Хроника «К празднованию дня рождения императора Франца Иосифа в Ишле 1913» показывает его не именинником, а гостем на торжестве в собственную честь. Его легко пропустить среди выходящих из экипажей членов императорской семьи.
Популярными также были и фильмы со сценами из частной жизни Габсбургов. Любивший охоту монарх появляется перед кинооператором в тирольском охотничьем костюме, а эрцгерцог Леопольд демонстрирует своего любимого коня в фильме «Его Высочество господин эрцгерцог Леопольд Сальватор с любимым конем». В программе «Киностолица. Вена» вся хроника будет показана с пленки 35 мм из коллекции Госфильмофонда.

Виктория Елизарова
старший искусствовед Госфильмофонда России
РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ

28 ноября, воскресенье
11:00
Австро-венгерская довоенная хроника
Фильмы будут показаны на языке оригинала с русскими субтитрами.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Большой зал
Фильмы представит искусствовед Госфильмофонда Виктория Елизарова.
16:20
Австро-венгерская довоенная хроника
Фильмы будут показаны на языке оригинала с русскими субтитрами.
12+
Кинотеатр «Иллюзион»
Малый зал

!
Если вы студент профильного кинематографического вуза или факультета, киноколледжа или киношколы или имеете социальные льготы, пожалуйста, узнайте о специальных условиях в кинотеатре «Иллюзион» и забронируйте билет по телефону (495) 915-43-53. Забрать билет необходимо в кассе не позднее, чем за 30 минут до начала сеанса, предъявив соответствующий подтверждающий документ.
Made on
Tilda